МААМ-картинки

Особенности развития устной речи и коммуникации у детей с РАС (1 фото)

Светлана Кукушкина
Особенности развития устной речи и коммуникации у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности развития устной речи и коммуникации у детей с РАС

Особенности коммуникации в дошкольном и школьном возрастах у детей с РАС. Коммуникативное развитие является неотъемлемой частью формирования личности ребенка. С первых месяцев жизни ребенок начинает путь эмоционального общения с близким взрослым. Со временем ребенок постепенно осваивает новые этапы речевого развития, и уже в дошкольном возрасте выходит на этап ориентации в системе социальных и межличностных отношений. Этот факт говорит о том, что ребенок проявляет коммуникативную готовность, которая определяет, насколько ребенок может адаптироваться в социуме, общаться со сверстниками и взрослыми людьми.

В отечественной литературе развитие речи у детей с РАС исследовалось О. С. Никольской, Е. Р. Баeнской, М. М. Либлинг, В. М. Башиной, Л. Г. Нуриeвой, С. А. Морозовым и др. Однако, на текущий момент отмечается дефицит методик, которые, в свою очередь, направлены на исследование коммуникативных умений у детей данной нозологии (Таблица 1).

Структура коммуникативных умений у детей с РАС младшего школьного возраста

Компоненты коммуникативных умения

Эмпирически замеряемые показатели критерия

1. Информационно - коммуникативный:

1) умение организовывать диалогическое взаимодействие;

2) умение использовать вербальную речь как средство общения Умения:

решать актуальные бытовые задачи, используя вербальную коммуникацию;

составлять продуктивные речевые высказывания по теме и ситуации общения;

понимать речь и правильно оценивать действия собеседника в различных коммуникативных ситуациях

2. Интерактивный:

1) умение взаимодействовать с партнером;

2) адаптированность в коллективе Умения:

поддержать разговор на темы, не связанные с собственными стереотипными интересами;

выбрать собеседника и подобрать адекватную тему для разговора;

адекватно задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, отказ;

сотрудничать с другими людьми;

организовывать и предотвращать бесконфликтное взаимодействие;

договариваться, соблюдать очередность в общении; поддерживать интерес к общению и сотрудничеству.

3. Перцептивный:

1) личностные качества, проявляющиеся в общении

Умения:

установить контакт; разделить свои переживания с другим человеком;

распознавать и выражать эмоциональные переживания окружающих и свои собственные;

корректно выразить отказ, сочувствие, недовольство, благодарность;

активно использовать разнообразный арсенал средств коммуникации, вариативных речевых конструкций.

(по Андроник А. А. и Дмитриевой Е. Е., 2022г.)

Для того, чтобы ребенок успешно адаптировался и развивался в социальной среде, ему необходимо научиться взаимодействовать с окружающими. Ребенок первого года жизни эмоционально реагирует на голос или улыбку мамы, проявляет внимание и интерес к взрослому человеку, а также выполняет инициативные действия для привлечения внимания. Таким образом, еще в младенческом возрасте у человека формируется потребность в общении. Потребность в общении является ведущим фактором на всех этапах возрастного и личностного развития ребенка. Необходимо отметить, что за последние годы все большую роль приобретает потребность детей к усвоению способов общения непосредственно в процессе обучения, растет необходимость в овладении ребенком способов межличностного взаимодействия. Об этом говорят работы Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой, И. В. Хохлачёвой.

Особенности формирования речевой коммуникации в онтогенезе. Об особенностях формирования детской речи и процессе общения имеется обширная лингвистическая, психологическая и научно-педагогическая литература, ставшая научной классикой. Это работы А. А. Леонтьева, О. Г. Приходько, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, которые посвящены вопросу становления и развития речи ребенка. Как известно, дошкольный и младший школьный возраст, наиболее благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Для детей этой возрастной группы, как показывают работы Д. И. Бойкова, Б. С. Волкова, Т. В. Волосовца характерна чувствительность к речевым новообразованиям, у них наблюдается заинтересованность к обдумыванию и анализу собственных коммуникативных навыков и умений, а также к определению задач относительно коммуникации.

В настоящее время актуальна разработка специальных методов и приемов формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста. Имеется в виду, что часто мы не учим детей думать, анализировать и формулировать собственные высказывания, но, как справедливо замечает Ш. А. Амонашвили, мы рассчитываем на способности заучивания и запоминания данных и материалов. Он указывает на то, что процесс обучения детей может считаться продуктивным тогда, когда, педагог мотивирует ребенка собственным примером высказывать мысли, развивает воображение чтением книг, формирует навыки письменной речи и т. д. Это гораздо важнее, чем простая трансляция информации.

Л. А. Дубина указывает на то, что интенсивное речевое развитие ребенка наблюдается в дошкольный период, так как именно в это время детства происходит первый опыт общения со сверстниками, который в дальнейшем формирует характер отношения к себе и другим, что будет являться начальным этапов формирования целостной картины мира ребенка. Коммуникативную компетентность в дошкольном и младшем школьном возрасте можно определить, как совокупность навыков, которые определяют побуждения ребенка вступать в контакт с окружающими, умение быть инициатором общения, включающее умение слушать и слышать собеседника. К навыкам речевого общения также относятся возможность пользоваться правилами речевого этикета, эмоционально сопереживать и проявлять эмпатию. Немаловажным навыком считается умение решать и предотвращать конфликтные ситуации в общении.

Роль семьи и системы образования в развитии коммуникации. Вклад в исследование развития коммуникации в детском возрасте внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии Л. С. Выготский. По мнению Л. С. Выготского, общение это процесс, основанный на интеллектуальном понимании и сознательной передаче мыслей и переживаний с помощью знаков языка. Б. С. Волков отмечает, что коммуникацию между общающимися обеспечивает язык. Общение будет происходить на «одном языке» при том условии, что говорящие вкладывают один и тот же смысл в произносимые слова. Следовательно, речевое общение — это процесс формирования, фиксирования и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка.

Безусловно, семья в раннем и дошкольном возрасте выполняет важную роль в развития ребенка. Именно поэтому, у детей, которые находятся без попечения родителей в детских домах и центрах, фактор влияния семьи отсутствует, а это подразумевает значительные нарушения в социальной и речевой линиях развития ребенка. С. И. Семенака отмечает важность формирования у ребенка механизмов психологической защиты, обучения его способам социально-психологической адаптации.

Педагоги детских домов и центров должны начинать проводить работу по речевому и коммуникативному развитию детей как можно раньше и обучать умениям и навыкая речевого общения. По мнению Я. Н. Дьяченко и О. В. Свидзинской при успешном выполнении данной задачи, можно говорить о том, что у детей появляется возможность догнать в социальном и личностном развитии своих сверстников из полных семей. Для успешной реализации данного направления работы важно, чтобы занятия были интересными и познавательными, наполненными положительными эмоциями и творческой обстановкой так, чтобы каждый ребенок мог применить полученные навыки в дальнейшей повседневной жизни. Именно это является залогом успешной социализации ребенка.

Атрибуты межличностной коммуникации. Коммуникация включает в себя основные компоненты (гностические, экспрессивные и интeракционные, а также дополнительные компоненты (общительность, эмпатия, социально-психологическая адаптация и развитие речи, которые находятся в неразрывном единстве и определяются индивидуальными особенностями человека.

М. И. Лисина отмечает, что общение сложный процесс налаживания контактов между людьми, который возникает в связи со следующими потребностями: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона связана с действиями личности, когда происходит обмен чувствами. Интерактивная сторона это, прежде всего взаимодействие (или воздействие) людей друг с другом в процессе вступления в межличностные отношения через совместную деятельность.

Перцептивная сторона – это когда людьми осуществляется восприятие и оценка социальных объектов. Чаще всего мы наблюдаем, что процесс общения начинается с момента изучения: внешнего вида, поведения и др., когда осуществляется восприятие другого человека, на основе которого осуществляется оценка человека. На это влияют различные факторы. Известно, что для детей определяющим является восприятие внешности (одежда, прическа, игрушки и др., они способны различать эмоциональные состояния по мимике. М. И. Лисина выделяет следующие основные средства общения: экспрессивно–мимические (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);. предметно–действенные (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов с взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки); речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики). Средства общения возникают последовательно: сначала экспрессивно-мимические, потом речевые, которые становятся основными коммуникативными операциями в дошкольном детстве.

Л. Н. Галигузова указывает, что способность к общению состоит из следующих сторон: мотивационной («Я хочу общаться»); когнитивной («Я знаю, как общаться»); поведенческой («Я умею общаться»). Рассматривая первую составляющую важно отметить, что это, прежде всего, потребность в общении, влияющая на желание вступать в контакт. Вторая составляющая касается имеющихся у человека знаний, т. е. какие сформированы понятия и представления об окружающем мире, общепризнанных нормах и правилах. Этот процесс осуществляется во время воспитания в семье, а также различных организациях, которые посещает ребенок [15].

Важно для успешной коммуникации уметь применять имеющийся информационный и чувственный опыт, поэтому коммуникация - необходимый элемент взаимодействия, в процессе которого осуществляется обмен не только имеющимися знаниями, умениями, представлениями, интересами, но и чувствами.

Таким образом, коммуникация включает мотивацию, когнитивную и поведенческую сферу.

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Дидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениямиДидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениями Здравствуйте, коллеги! Я хочу представить опыт работы по использованию нетрадиционных технологий для совершенствования речевой коммуникации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности развития устной речи и коммуникации у детей с РАС
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 12:01
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития устной речи и коммуникации у детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кукушкина (УИ 1045710) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 декабря 2024 среда
19 декабря 2024 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД