Наталья Печенева
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребенок вовремя и полноценно овладевает речью, то это является одним из первых важнейших условий формирования психики и далее правильного развития. Развитие речевой деятельности ребенка на начальных этапах очень важно по той причине, что именно в этот период усиленно формируется мозг и происходит развитие его функций.
Публикация «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Исследования физиологов указывают на то, что работа центральной нервной системы без препятствий поддается тренировке во время их усиленного развития. Если не тренировать эти функции, то их развитие может задерживаться или вовсе остановиться.
К трем годам жизни ребенка в основном завершается анатомическое формирование речевых зон мозга, ребенок владеет основной грамматической формой языка, у него накапливается богатый словарный запас. Если за эти три года речи ребенка не уделялось достаточного внимания, то дальше будит требоваться много усилий, для того, чтобы восполнить пробелы. В старшем дошкольном возрасте у детей 6-7 лет имеется уже достаточно богатый словарный запас, примерно – 3000-3500. Как правило, это те слова, которые дети наиболее часто используют в своем общении. К сожалению, не всегда, имея большой запас слов, дети используют все эти слова в своей речи, так как в общении они используют меньшее количество слов. Разговорный словарь их ограничен. Очень часто дети употребляют в своей речи слова и выражения, которые не могут передать смысл того, что хотел сказать ребёнок.
Воспитатель в ходе работы с детьми старается расширять их словарный запас. Нужно, чтобы дошкольники осознанно усваивали слова из основного словарного фонда родного языка; овладевали устойчивыми сочетаниями слов, доступных для их понимания и др. Педагог учит детей свободно использовать свой словарный запас, уметь подбирать нужные слова, которые точно будут выражать мысль ребенка. Учит точно произносить многосложные, трудные слова: водопровод, милиционер, электричество и др.
К шести годам дети осваивают главные законы изменения слов и умеют соединять их в предложения. Но старшие дошкольников в речи допускают часто еще морфологические ошибки, они не всегда могут правильно изменить слова по числам и падежам, например, «У меня нет варежков», «Я нашла себе подругов» и др.
Если ребенок растет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии дефектов речи, то ребенок в шесть лет овладеет всеми звуками родного языка и верно использует их в речи. Бывает, что у детей в подготовительной к школе группе еще наблюдается какая-то нечеткость в речи, небрежно произносят звуки, слова, не четко дифференцируют звуки, т. е. путают их, когда произносят и воспринимают на слух.
В период от 3 до 7 лет у детей сильнее развиваются навыки слуха, благодаря этому ребенок может контролировать собственное произношение, умеет исправить его в некоторых удобных случаях. Другими словами, развивается фонематическое восприятие.
На этом же этапе продолжает быстро увеличиваться запас слов. Разговорный словарь детей к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов.
Большое значение чувству языка придавал К. Д. Ушинский, это чувство, по его словам, помогает ребенку найти в слове место для ударения, грамматический оборот, способ сочетаний слов в предложениях.
Вместе с развитием словаря идет и формирование грамматического строя речи. В дошкольном возрасте дети овладевают связной речью.
Уже после трех лет у ребенка значительно усложняется речь, так же происходит и большое увеличение ее объема. Благодаря этому идет и усложнение структуры предложений.
Определение А. Н. Гвоздева гласит, что к трем годам у ребенка формируются основные грамматические категории.
На четвертом году жизни дети используют в своей речи простые и сложные предложения. Более употребляемая форма высказываний на этом возрастном этапе – простое распространенное предложение.
На пятом году жизни дети более легко используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Потом, когда прошел утренник, нам подарки дали: разные конфеты, мандарины, игрушки»).
В этом возрасте высказывания ребенка похожи на небольшой рассказ. Беседуя с ребенком, можно заметить, что ребенок включают в свой ответ уже большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте заметно улучшается фонематическое восприятие: ребенок начинает разделять гласные и согласные звуки, потом – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки.
На пути всего дошкольного периода развивается контекстная речь. У ребенка контекстная речь изначально возникает при пересказе им сказок и рассказов, далее, когда ребенок описывает какие-нибудь события из своего личного опыта, собственные переживания, впечатления.
Развитие речи – это формирование способов общения, и в ходе общения ребенок осваивает звуковой состав слов, определенные виды предложений. Известно, что психическое развитие детей происходит на основе усвоения культурно-исторического опыта, носитель которого взрослый. Такой процесс имеет сложный ход, в нем большую роль играет грамотно организованное общение дошкольника со взрослым. М. И. Лисина (1978) в своих исследованиях показала, что общение у детей со взрослыми от рождения до 7 лет представляют собой смену целостных форм общения. Каждая отличается особым содержанием потребности в общении, главным мотивом.
К трем годам ребенок владеет определенными формами общения с окружающими: ситуативно-личностными (1-е полугодие жизни ребенка) и ситуативно-деловыми (6 месяцев – 3 года). С трех лет ребенок переходит к наиболее высокой форме общения – вне ситуативно-познавательной (3 года – 5 лет).
К 6-7 годам у ребенка приобретает вне ситуативно-личностную форма общения, она формулируется на основе личных побуждений и происходит при помощи речевых средств общения. Старшие дошкольники способны принимать активное участие в беседе, они уже достаточно полно и точно отвечают на вопросы, могут дополнить и поправить ответы своих сверстников, формулировать свои вопросы.
Монологическая речь улучшается: дошкольники усваивают различные виды связных высказываний (описание, повествование, рассуждение, пользуясь наглядным материалом и без него. Происходит усложнение синтаксической структуры в детских рассказах, пополняется количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Совершенствуется диалогическая речь, дети могут давать достаточно краткий или развернутый ответ в зависимости от заданного вопроса. В какой-то мере ребенок проявляет умение формулировать вопросы, подает уместные реплики, исправляет и дополняет ответы товарищей.
Дети старшего дошкольного возраста уже очень активно принимают участие в беседе: могут спорить, рассуждать, довольно обоснованно отстаивать свое мнение, убеждать товарища. Старшие дошкольники уже не ограничивают себя, просто называя предмет или явление, а выделяют характерные признаки и свойства, способны дать развернутое и полное описание предмета или явления.
Таким образом, в речевом развитии ребенка один за другим развиваются : синтаксический строй предложения; морфологическая окраска слов; звуковой состав слов.
Отметим, что в возрасте от 3 и 7 лет у ребенка активно обогащается речь грамматическими формами, и в условиях благоприятного речевого окружения он может в совершенстве овладеть грамматическим строем родного языка и его фонетической системой, что поспособствует быстрому обогащению словаря.
Своевременное и правильное развитие речи старшего дошкольника позволит ему все время усваивать новые понятия, расширять запасы знаний и представлений об окружающем.