МААМ-картинки

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. (Часть 10)

Галина Зимина
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. (Часть 10)
▼ Скачать + Заказать документы

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

на тему:

«Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»

продолжение

2.3. Анализ результативности практического опыта

Публикация «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр, (Часть 10)» размещена в разделах

Эффективность предложенного нами условия, т. е. использования системы развивающих дидактических игр и упражнений для формирования практических умений по ориентировке в пространстве (трехмерном и двухмерном) в группе детей старшего дошкольного возраста, проверялась в процессе формирующего и контрольного этапов эксперимента. В целом можно отметить заинтересованность детей и желание получить положительный результат при выполнении различных игровых заданий. Особенно детей привлекали дидактические игры с постепенно усложняющимися вариантами игровых заданий, а также упражнения, включающие более сложные познавательные процессы: анализ, синтез, обобщение, классификацию, аналогию, сопоставление, сравнение и другие.

Таким образом, работа по развитию пространственной ориентировки у детей велась в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий. Это выражалось:

1) в постепенном увеличении количества различных вариантов пространственных отношении между предметами, с которыми знакомятся дети;

2) в повышении точности различения их детьми и обозначения соответствующими терминами;

3) в переходе от простого распознавания к самостоятельному воспроизведению пространственных отношений на предметах, в том числе между субъектом и окружающими его объектами;

4) в переходе от ориентировки в специально организованной дидактической среде к ориентировке в окружающем пространстве;

5) в изменении способов ориентировки в пространственном расположении предметов (от практического промеривания или соотнесения объектов с исходной точкой отсчета к зрительной оценке их расположения на расстоянии);

6) в переходе от непосредственного восприятия и действенного воспроизведения пространственных отношений к осмыслению их логики и семантики.

Мы считаем, что включение специально подобранных в соответствии с дидактическими программными задачами и, установленными учеными этапами освоения детьми дошкольного возраста способов пространственной ориентации, дидактических игр и упражнений способствовало более глубокому пониманию детьми пространственных связей между объектами в трех и двухмерном пространстве. Такая системная работы способствовала включению различных систем отсчета в практику игровой, бытовой деятельности старших дошкольников. Дети лучше стали определять основные и промежуточные пространственные направления при статичном положении. А также выполнять передвижение в пространстве, придерживаясь определенного маршрута. В процессе действий с планом (схемой) комнаты или местности правильно переносили символы на плане в реальную обстановку. Проявляли повышенный интерес к самостоятельному составлению плана местности при поддержке воспитателя. Увлеченно использовали предложенные воспитателем сложные маршруты в играх «Разведчики», «Путешествие на корабле» и др.

В качестве подтверждения гипотезы, поставленной, на начальном этапе работы была проведена повторная диагностика уровня владения различными системами отсчета при ориентировке в трехмерном и двухмерном пространстве детьми старшего дошкольного возраста, участвующими в качестве экспериментальной и контрольной группы. Определение уровня проводилось по тому же принципу, что и на констатирующем этапе эксперимента, то есть путем проведения диагностических методик.

1. Методика проверки ориентировки «на себе». (Диагностика пространственных представлений о собственном теле).

Детям предлагалось определить более детально части собственного тела и соотнести их с основными парами пространственных направлений, например предлагалось определить с какой стороны на голове находится затылок, виски, скулы; или показать правый локоть, запястье; хлопнуть по правому или левому плечу; что на ступне расположено впереди (пальцы) и сзади (пятка) и т. д. Дошкольники старшей экспериментальной группы активно отвечали на вопросы и показывали названные части тела, довольно быстро соотносили определенные части тела и основные три пары пространственных направлений.

Появились позитивные изменения при выполнении заданий, связанных с переносом схемы собственного тела на предметы мебели, различные строения.

Многие дети грамотно отвечали и правильно и четко выполняли игровые задания. Особенно им нравилось отвечать на вопросы проблемного характера или с повышенной степенью трудности. В результате дети экспериментальной группы показали следующие уровни освоения при ориентировке «на себе» :

Высокий уровень – 13 (62%)

Средний уровень – 8 (38%)

Низкий уровень – 0 (0%)

При выполнении аналогичных заданий дети контрольной группы продемонстрировали следующие показатели:

Высокий уровень – 4 (21%)

Средний уровень – 13 (68%)

Низкий уровень – 2 (11%)

2. Методика «Что находится вокруг меня?». Ориентировка «От себя». Детям экспериментальной группы предлагались задания на определение пространственного расположения окружающих предметов относительно ориентирующегося. При этом мы включили задания, связанные с тем, что нужно было сначала выслушать, как разместить определенные предметы вокруг того, кто ориентируется и расставить их правильно. Детям предлагалось определить с какой стороны от них расположены объекты при этом расставляли мы их достаточно далеко от детей: одни из них на расстоянии 3 метров, другие – 4 метров и т. д. В результате дети экспериментальной группы показали следующие уровни освоения при ориентировке «от себя» :

Высокий уровень – 11 (52%)

Средний уровень – 10 (48%)

Низкий уровень – 0 (0%)

При выполнении аналогичных заданий дети контрольной группы продемонстрировали следующие показатели:

Высокий уровень – 4 (21%)

Средний уровень – 12 (63%)

Низкий уровень – 3 (16%)

3. Методика «Расположение предметов на рисунке». Ориентировка «от себя и от предметов». По этой методике мы использовали большее количество картинок. Демонстрировали детям экспериментальной группы изображения не только близкие детям по личному опыту, но также и с деятельностью взрослых, с изображениями зданий, природных явлений. Объекты на этих картинках требовали более внимательного вглядывания, прежде чем ответить. Вопросы касались не только крупных изображений, но и мелких деталей. Больше заданий было связано с определением расположения предметов, которые загораживают друг друга, расположены внутри, снаружи и т. д. Дети экспериментальной старшей группы показали хорошее владение пространственными предлогами и наречиями, уверенно ориентировались при описании расположения объектов, изображенных на плоскости. Здесь им пригодились впечатления, полученные на прогулках, на занятиях и в других видах деятельности. В итоге дети экспериментальной старшей группы продемонстрировали хорошие знания основных пространственных направлений, владение специальными терминами, предлогами и наречиями при определении расположения изображенных на картинках объектов:

Высокий уровень – 10 (48%)

Средний уровень – 10 (48%)

Низкий уровень – 1 (4%)

При выполнении аналогичных заданий дети контрольной группы испытывали большие затруднения и продемонстрировали следующие показатели:

Высокий уровень – 5 (26%)

Средний уровень – 11 (58%)

Низкий уровень – 3 (16%)

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников посредством дидактических игр и наглядного пособия «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия» Говорова Наталья.

«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает.

Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников Подготовила: Антонец Е. В. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлински Введение Детский сад.

Формирование математических представлений посредством дидактических игр   Слайд 2. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Формирование пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста Ребенок идет в школу! Радостное событие для семьи. Но проходить немного времени и появляются трудности у ребенка, которые проявляются уже.

Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений Введение «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов.

Консультация «Формирование у детей навыков правильного звукопроизношения посредством использования игр» Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания,.

Проект «Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством дидактических игр» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую.

Формирование математических представлений посредством дидактических игр Слайд 2. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр. 1 часть ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРПЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. (Часть 10)
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 13:52
+96Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. (Часть 10)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Зимина (УИ 43432) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД