Галина Зимина
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. (Часть 10)
▼ Скачать + Заказать документы
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
на тему:
«Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»
продолжение
2.3. Анализ результативности практического опыта
Публикация «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр, (Часть 10)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Эффективность предложенного нами условия, т. е. использования системы развивающих дидактических игр и упражнений для формирования практических умений по ориентировке в пространстве (трехмерном и двухмерном) в группе детей старшего дошкольного возраста, проверялась в процессе формирующего и контрольного этапов эксперимента. В целом можно отметить заинтересованность детей и желание получить положительный результат при выполнении различных игровых заданий. Особенно детей привлекали дидактические игры с постепенно усложняющимися вариантами игровых заданий, а также упражнения, включающие более сложные познавательные процессы: анализ, синтез, обобщение, классификацию, аналогию, сопоставление, сравнение и другие.
Таким образом, работа по развитию пространственной ориентировки у детей велась в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий. Это выражалось:
1) в постепенном увеличении количества различных вариантов пространственных отношении между предметами, с которыми знакомятся дети;
2) в повышении точности различения их детьми и обозначения соответствующими терминами;
3) в переходе от простого распознавания к самостоятельному воспроизведению пространственных отношений на предметах, в том числе между субъектом и окружающими его объектами;
4) в переходе от ориентировки в специально организованной дидактической среде к ориентировке в окружающем пространстве;
5) в изменении способов ориентировки в пространственном расположении предметов (от практического промеривания или соотнесения объектов с исходной точкой отсчета к зрительной оценке их расположения на расстоянии);
6) в переходе от непосредственного восприятия и действенного воспроизведения пространственных отношений к осмыслению их логики и семантики.
Мы считаем, что включение специально подобранных в соответствии с дидактическими программными задачами и, установленными учеными этапами освоения детьми дошкольного возраста способов пространственной ориентации, дидактических игр и упражнений способствовало более глубокому пониманию детьми пространственных связей между объектами в трех и двухмерном пространстве. Такая системная работы способствовала включению различных систем отсчета в практику игровой, бытовой деятельности старших дошкольников. Дети лучше стали определять основные и промежуточные пространственные направления при статичном положении. А также выполнять передвижение в пространстве, придерживаясь определенного маршрута. В процессе действий с планом (схемой) комнаты или местности правильно переносили символы на плане в реальную обстановку. Проявляли повышенный интерес к самостоятельному составлению плана местности при поддержке воспитателя. Увлеченно использовали предложенные воспитателем сложные маршруты в играх «Разведчики», «Путешествие на корабле» и др.
В качестве подтверждения гипотезы, поставленной, на начальном этапе работы была проведена повторная диагностика уровня владения различными системами отсчета при ориентировке в трехмерном и двухмерном пространстве детьми старшего дошкольного возраста, участвующими в качестве экспериментальной и контрольной группы. Определение уровня проводилось по тому же принципу, что и на констатирующем этапе эксперимента, то есть путем проведения диагностических методик.
1. Методика проверки ориентировки «на себе». (Диагностика пространственных представлений о собственном теле).
Детям предлагалось определить более детально части собственного тела и соотнести их с основными парами пространственных направлений, например предлагалось определить с какой стороны на голове находится затылок, виски, скулы; или показать правый локоть, запястье; хлопнуть по правому или левому плечу; что на ступне расположено впереди (пальцы) и сзади (пятка) и т. д. Дошкольники старшей экспериментальной группы активно отвечали на вопросы и показывали названные части тела, довольно быстро соотносили определенные части тела и основные три пары пространственных направлений.
Появились позитивные изменения при выполнении заданий, связанных с переносом схемы собственного тела на предметы мебели, различные строения.
Многие дети грамотно отвечали и правильно и четко выполняли игровые задания. Особенно им нравилось отвечать на вопросы проблемного характера или с повышенной степенью трудности. В результате дети экспериментальной группы показали следующие уровни освоения при ориентировке «на себе» :
Высокий уровень – 13 (62%)
Средний уровень – 8 (38%)
Низкий уровень – 0 (0%)
При выполнении аналогичных заданий дети контрольной группы продемонстрировали следующие показатели:
Высокий уровень – 4 (21%)
Средний уровень – 13 (68%)
Низкий уровень – 2 (11%)
2. Методика «Что находится вокруг меня?». Ориентировка «От себя». Детям экспериментальной группы предлагались задания на определение пространственного расположения окружающих предметов относительно ориентирующегося. При этом мы включили задания, связанные с тем, что нужно было сначала выслушать, как разместить определенные предметы вокруг того, кто ориентируется и расставить их правильно. Детям предлагалось определить с какой стороны от них расположены объекты при этом расставляли мы их достаточно далеко от детей: одни из них на расстоянии 3 метров, другие – 4 метров и т. д. В результате дети экспериментальной группы показали следующие уровни освоения при ориентировке «от себя» :
Высокий уровень – 11 (52%)
Средний уровень – 10 (48%)
Низкий уровень – 0 (0%)
При выполнении аналогичных заданий дети контрольной группы продемонстрировали следующие показатели:
Высокий уровень – 4 (21%)
Средний уровень – 12 (63%)
Низкий уровень – 3 (16%)
3. Методика «Расположение предметов на рисунке». Ориентировка «от себя и от предметов». По этой методике мы использовали большее количество картинок. Демонстрировали детям экспериментальной группы изображения не только близкие детям по личному опыту, но также и с деятельностью взрослых, с изображениями зданий, природных явлений. Объекты на этих картинках требовали более внимательного вглядывания, прежде чем ответить. Вопросы касались не только крупных изображений, но и мелких деталей. Больше заданий было связано с определением расположения предметов, которые загораживают друг друга, расположены внутри, снаружи и т. д. Дети экспериментальной старшей группы показали хорошее владение пространственными предлогами и наречиями, уверенно ориентировались при описании расположения объектов, изображенных на плоскости. Здесь им пригодились впечатления, полученные на прогулках, на занятиях и в других видах деятельности. В итоге дети экспериментальной старшей группы продемонстрировали хорошие знания основных пространственных направлений, владение специальными терминами, предлогами и наречиями при определении расположения изображенных на картинках объектов:
Высокий уровень – 10 (48%)
Средний уровень – 10 (48%)
Низкий уровень – 1 (4%)
При выполнении аналогичных заданий дети контрольной группы испытывали большие затруднения и продемонстрировали следующие показатели:
Высокий уровень – 5 (26%)
Средний уровень – 11 (58%)
Низкий уровень – 3 (16%)