Галина Зимина
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
на тему:
«Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»
Глава 2 Использование дидактических игр в освоении пространственных ориентировок в старшем дошкольном возрасте (анализ практического опыта)
Публикация «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр, Часть 4» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Темочки
2.1. Исследование качества усвоения детьми способов пространственной ориентировки в старшей группе
Во второй главе нашего исследования мы представим описание педагогического эксперимента по формированию пространственной ориентировки у старших дошкольников посредством применения дидактических игр и упражнений.
В данном параграфе представлено описание методики выявления уровня владения детьми старшего дошкольного возраста системами отсчета при ориентировке в трехмерном и двухмерном пространстве на констатирующем этапе эксперимента.
Овладение различными системами отсчета при ориентировке в пространстве предполагает не только приобретение дошкольниками определённых знаний о пространственных направлениях, использование предлогов и наречий при определении и описании пространственных отношений между объектами, но и формирование у них представлений о способах изменения пространственного расположения объектов в соответствии с заданием, игровым замыслом, о создании моделей в трех и двухмерном пространстве и их использовании в различных практических ситуациях, в том числе и игровых. Наиболее важным моментом является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи, отвечать на проблемные вопросы.
Таким образом, широкое использование специальных обучающих дидактических игр и упражнений при формировании представлений о пространственной ориентации важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям в целом, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
В МДОУ «Детский сад № 6 г. Пугачева Саратовской области» работают талантливые и неравнодушные в судьбам детей люди. Все без исключения профессионалы, мастера в области воспитания дошкольников. У многих из них продолжительный педагогический опыт, которым они щедро делятся с молодыми, начинающими воспитателями.
В детском саду учебно – воспитательная работа ведется по разработанной и утвержденной программе, составленной на основе рекомендованной Министерством образования программы «От рождения до школы», и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Исходя из заявленной темы выпускной квалификационной работы, мы проводили опытно – экспериментальное исследование на протяжении 2016 – 2017 учебного года.
Цель исследования: определить уровень развития способов пространственной ориентировки у старших дошкольников в процессе применения дидактических игр и упражнений.
В своей работе при постановке опытно – экспериментального исследования мы проанализировали уровень знаний и умений дошкольников старшей группы по ориентировке в пространстве в начале учебного года. Для проведения констатирующего этапа эксперимента нами были подобраны и разработаны практические задания и вопросы, с помощью которых можно было выяснить насколько хорошо дошкольники владеют системами отсчета при ориентировке в трехмерном и двухмерном пространстве. Эти задания предлагалось выполнить дошкольникам старшей группы МДОУ «Детский сад № 6 г. Пугачева Саратовской области» - экспериментальная группа; и дошкольникам старшей группы МДОУ «Детский сад № 12 г. Пугачева Саратовской области» - контрольная группа.
Для выявления знаний и умений у старших дошкольников по ориентировке в пространстве в начале учебного года (сентябрь) нами использовались следующие методики диагностики:
1. Ориентировка «на себе». (Диагностика пространственных представлений о собственном теле). Эта методика направлена на исследование ориентировки ребенка в пространстве собственного тела. Вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем по отношению к телу. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице, и каково взаиморасположение отдельных его частей.
2. Методика «Что находится вокруг меня?». Ориентировка «От себя». Эта методика направлена на исследование ориентировки собственного тела ребенка в пространстве. Ребенку предлагается встать на середину комнаты и назвать предметы, которые он видит спереди от себя. Затем исследователь поворачивает ребенка на 90 в правую сторону и предлагает снова назвать предметы, которые он видит спереди от себя.
3. Методика «Расположение предметов на рисунке». Ориентировка «от себя и от предметов». Включает в себя 6 картинок, которые направлены на различное исследование ориентировки ребенка в пространстве на примере картинок, понимает ли ребенок вопросы, связанные с пространственным расположением объектов.
4. Методика определения расположения объектов относительно друг друга. Для дошкольников даже старшего возраста определение взаимного расположения объектов относительно друг друга является довольно сложной задачей. Для правильного определения взаимного положения окружающих предметов детям необходимо представить себя с положение этих объектов (повернуть себя мысленно на 180°) и определить, где у каждого отдельного объекта правая и левая сторона, а также передняя и задняя. Эта система ориентировки в пространстве становится доступной детям, после освоения ими предыдущих систем отсчета.
5. Методика «Найди спрятанную игрушку»; «Расскажи, как нужно идти, чтобы дойти до окна (полки с книгами и т. д.)». Вначале детям предлагается двигаться в соответствии с названными направлениями в той последовательности как их перечислили (начиная от 2-3 направлений и до 4-5). Затем детям предлагается самим сформулировать в речи направления движения, которые приведут к нужному объекту в комнате или на участке детского сада.
6. Методика «Как лиса в гости ходила». Детям предлагается расположить на плоскости домики в виде геометрических фигур различных животных и предложить лисичке сходить в гости последовательно ко всем зверятам, отражая в речи пространственные направления (название сторон, углов) на плоскости.
Диагностику прошли 21 дошкольник из экспериментальной группы; а также 19 детей из контрольной группы. В течение недели мы предлагали детям выполнить практические задания последовательно по всем методикам. В результате мы пришли к следующим показателям. Результаты выполнения практических заданий детьми контрольной и экспериментальной групп были примерно одинаковыми.
1. Методика проверки ориентировки «на себе».
Ориентировка «на себе» эта самая первая система отсчета по основным пространственным направлениям, которой овладевают дети дошкольного возраста. В старшей группе у детей должны быть четкие знания об основных пространственных направлениях (впереди – сзади, вверху – внизу; слева – справа) применительно к собственному телу. Мы предлагали детям показать то, что находится впереди (на теле - живот, грудь; на ногах – колени; на голове – лицо, что находится сзади …, что находится вверху (на теле – голова, на лице - лоб, что находится внизу (на теле – ноги, на лице - подбородок, что находится слева (на теле - рука, нога, на голове – щека, бровь, ухо, аналогично, что находится справа.
Дети показывали эти части тела на себе, затем мы просили показать такие же части тела на другом ребенке (на кукле, медвежонке и др.). Дети демонстрировали умение переносить схему собственного тела на другие объекты и не только на других детей или на игрушки, но и на предметы мебели (что находится сзади у шкафа (задняя стенка, впереди (дверки, полки, справа и слева (боковые стенки, вверху (верхняя полка, внизу (нижняя полка, ножки шкафа).
В результате в экспериментальной группе дошкольники продемонстрировали следующие показатели.
Большинство детей в целом справились с заданиями и показали следующие уровни освоения ориентировкой «на себе»:
Высокий уровень – 4 (20%)
Средний уровень – 12 (57%)
Низкий уровень – 5 (23%)
По итогам констатирующего этапа эксперимента дошкольники контрольной группы показали аналогичные результаты.
Основная масса детей понимали смысл заданий и неплохо справились с их выполнением и продемонстрировали следующие уровни освоения ориентировкой «на себе»:
Высокий уровень – 3 (16%)
Средний уровень – 13 (68%)
Низкий уровень – 3 (16%)
2. Методика «Что находится вокруг меня?». Ориентировка «От себя».
Ориентировка «от себя» в старшей группе должна быть достаточно хорошо освоена детьми. В ходе исследования мы предлагали детям рассказать о том, какие предметы расположены впереди, сзади, справа, слева от них. Сначала располагали предметы на расстоянии 2 – 3 метров. После определения расположения предметов, поворачивали ребенка на 90° и 180° и предлагали опять определить с какой стороны от них тот или иной предмет. Также в рамках данной диагностической методики предлагали детям встать вокруг ребенка, который ориентируется и он рассказывал кто с какой стороны от него стоит. Затем предлагали детям рассказать о том, какие объекты расположены вокруг них, но при этом усложняли задание: отодвигали предметы на 6 -7 метров от того, кто ориентируется, а потом поместили дополнительно ещё четыре предмета, которые расположились по промежуточным направлениям.
Большинство детей в целом справились с заданиями первоначального уровня сложности. А вот задания, которые включали далеко расположенные объекты, а также промежуточные пространственные направления не всеми детьми были выполнены правильно. Итак, дети экспериментальной группы продемонстрировали следующие уровни освоения ориентировкой «от себя»:
Высокий уровень – 2 (10%)
Средний уровень – 13 (62%)
Низкий уровень – 6 (28%)
Дошкольники контрольной группы показали следующие результаты при практической ориентировке «от себя»:
Высокий уровень – 3 (16%)
Средний уровень – 12 (63%)
Низкий уровень – 4 (21%)
3. Методика «Расположение предметов на рисунке». Ориентировка «от себя и от предметов». Мы подобрали картинки связанные единым сюжетом и предлагали детям ответить на вопросы, касающиеся пространственного расположения изображенных объектов. Дети рассказывали где стоит дом (справа, с какой стороны растет дерево (слева, где светит солнышко (сверху, где растут цветы в клумбе (перед домом, в какую сторону бежит мальчик (влево, к дереву, куда дует ветер? Как вы это определили? Мы использовали несколько наборов картинок. Сначала с более простым сюжетом и минимумом объектов. Затем детям предлагалось ответить на вопросы по картинкам с более сложным сюжетом и большим количеством объектов.
Большинство детей правильно отвечали на вопросы по картинкам с более простым сюжетом. Задания, на определение пространственного расположения объектов на картинках со сложным сюжетом дети выполняли с некоторыми затруднениями. Дольше думали, прежде чем ответить на вопрос. Некоторые дети путались с правильным употреблением пространственных предлогов и наречий. Таким образом, дети экспериментальной группы показали следующие уровни освоения ориентировкой «от себя» (при рассматривании сюжетов на картинках):
Высокий уровень – 4 (20%)
Средний уровень – 9 (42%)
Низкий уровень – 8 (38%)
Дошкольники контрольной группы продемонстрировли следующие результаты при ориентировке «от себя» (при рассматривании сюжетов на картинках):
Высокий уровень – 3 (16%)
Средний уровень – 10 (53%)
Низкий уровень – 6 (31%)
4. Методика определения расположения объектов относительно друг друга. Детям предлагалось рассказать, где сидит зайчик (собачка) (относительно других игрушек). Определить, что изменилось в расположении ряда предметов (где стояла игрушка и где теперь стоит, называя не только предлоги и наречия, но и направления справа и слева). Для выработки умения определять взаимное расположение объектов относительно друг друга помогают физкультурные и музыкальные занятия, когда воспитатель показывает последовательность выполнения упражнений или танцевальных движений, при этом стоит лицом к детям и не использует «зеркальный показ». Обучение детей умению определять пространственные отношения между предметами запланирована в старшей группе. Поэтому дети ещё не имея знаний по этой системе отсчета показали довольно низкий результат. Очень часто ошибались. При определении с какой стороны от куклы сидит мишка, а с какой стороны от неё стоит пирамидка, дети не догадывались повернуть себя и представить в положение куклы. Из-за этого они определяли правую и левую сторону относительно себя. Дети экспериментальной группы продемонстрировали следующие результаты:
Высокий уровень – 0 (0%)
Средний уровень – 7 (33%)
Низкий уровень – 14 (67%)
Дошкольники контрольной группы выполнили задания примерно на таком же уровне:
Высокий уровень – 0 (0%)
Средний уровень – 7 (37%)
Низкий уровень – 12 (63%)
5. Методика «Найди спрятанную игрушку»; «Расскажи, как нужно идти, чтобы дойти до окна (полки с книгами и т. д.)».
Мы предлагали детям найти спрятанную игрушку. Чтобы её найти, необходимо двигаться по заданию. Дети выслушивали название направлений, повторяли, чтобы запомнить и совершали передвижение к объекту. Сначала детям предлагалось для одновременного запоминания 2 направления, затем сразу называлось 4 направления.
Следующие диагностические задания были связаны с выявлением умений детей формулировать в речи названия направлений, которых необходимо придерживаться при движении, чтобы дойти до нужного объекта. Это задание было более сложным, требовало не только умения ориентироваться в окружающем пространстве и знание основных направлений, но и отражение в речи пространственных терминов, правильное контекстное употребление их и грамотное построение предложений.
В итоге мы дети экспериментальной группы обнаружили следующие знания и умения по ориентировке в пространстве при передвижении в нем:
Высокий уровень – 1 (4%)
Средний уровень – 10 (48%)
Низкий уровень – 10 (48%)
Дошкольники контрольной группы также испытывали затруднения при передвижении в пространстве, особенно, когда одновременно задавалось от трех до четырех направлений:
Высокий уровень – 1 (5%)
Средний уровень – 10 (53%)
Низкий уровень – 8 (42%)
6. Методика «Как лиса в гости ходила». В этом дидактическом упражнении мы предлагали детям найти домик того или иного зверька в соответствии с игровым заданием. При выполнении заданий дети демонстрировали умение ориентироваться на плоскости (в двухмерном пространстве). Детям предлагалось показать домик ежика, а потом рассказать, где он расположен (в верхнем левом углу) и т. д. Затем предлагалось проводить лисичку в домик, который расположен в нижнем правом углу, а затем определить, кто живет в этом домике и т. д.
Затем мы давали детям более сложные варианты заданий. Предметы на плоскости располагались не только вдоль сторон (верхней, нижней, правой, левой, по углам (верхнем левом, нижнем правом и т. д., но и между серединой листа и верхним правым углом; справа от синего квадрата, выше красного треугольника и другие варианты.
Дети быстро и правильно отвечали на вопросы и выполняли задания в более простом упражнении, когда водили лисичку в гости. А вот при выполнении заданий с более сложным расположением объектов на плоскости дети испытывали затруднения. Некоторые долго думали, но все таки правильно выполняли задание, а другие ошибались и действовали методом перебора вариантов.
После подведения итогов выполнения заданий детьми экспериментальной группы мы пришли к следующим результатам:
Высокий уровень – 1 (4%)
Средний уровень – 11 (53%)
Низкий уровень – 9 (43%)
Дошкольники контрольной группы при выполнении заданий на ориентировку на плоскости (в двухмерном пространстве) показали следующие цифры:
Высокий уровень – 2 (11%)
Средний уровень – 8 (42%)
Низкий уровень – 9 (47%)
Суммируя полученные результаты и приводя их к единым показателям, получим следующие соотношения по уровням владения детьми различными системами отсчета при пространственной ориентировке в старшей группе на начало учебного года.
В экспериментальной группе:
Высокий уровень – 2 (10%)
Средний уровень – 10,3 (49%)
Низкий уровень – 8,7 (41%)
В контрольной группе:
Высокий уровень – 2 (11%)
Средний уровень – 10 (52%)
Низкий уровень – 7 (37%)
Таким образом, нами был проведен анализ качества владения детьми экспериментальной и контрольной старших групп основными способами пространственной ориентировки, предусмотренными программными требованиями. Полученные результаты свидетельствуют о том, что дошкольники имеют представление об основных пространственных направлениях и в целом умеют ориентироваться, используя разные системы отсчета. Лучше всего они ориентируются «на себе», «от себя»; с некоторые затруднения дети испытывали при выполнении заданий, связанных с ориентировкой на определение пространственных отношений между предметами, они путали правую и левую сторону объектов, находящихся «лицом» к ним, сложный маршрут передвижения в пространстве также вызывал ошибки при выполнении (особенно, когда педагог называл одновременно 3 – 4 направления передвижения); встречались неточности и при ориентировке на плоскости (в двухмерном пространстве). Но в объеме программы средней группы материал по ориентировке в пространстве детьми старших групп усвоен хорошо.