Галина Зимина
Дипломная работа на тему «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте. уважаемые коллеги!
Спасибо, что заглянули на мою страничку!
Данный материал публикую в первую очередь тем педагогам, которые в данный момент получают образование с дипломом педкласса. Буду рада, если материал пригодится и кому то поможет в учёбе.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
на тему:
Публикация «Дипломная работа на тему „Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников“» размещена в разделах
«Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»
Содержание
Введение … 3
Глава 1 Теоретические и методические основы формирования пространственной ориентации в дошкольном возрасте …. 7
1.1. Особенности формирования пространственных представлений в дошкольном возрасте … 7
1.2. Применение дидактических игр и упражнений в обучении
дошкольников пространственным ориентировкам …. 17
Глава 2 Опытно – экспериментальная работа по формированию
пространственных ориентировок в старшей группе посредством
дидактических игр … 28
2.1. Определение уровня формирования пространственных
ориентировок в старшей группе ДОУ …. … 28
2.2. Организация работы по формированию пространственных
ориентировок посредством дидактических игр в старшей группе
ДОУ ….….… 38
2.3. Анализ результативности опытно – экспериментальной
работы …. 53
Заключение … 63
Список литературы … 66
Приложениям № 1 …. …. 71
Приложение № 2 … 72
Введение
Ориентирвка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с окружающим миром, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
Над этой проблемой работали многие известные специалисты в области дошкольной психологии и педагогики. Определенные закономерности в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста были установлены в исследованиях Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьева, А. А. Люблинской, Т. А. Мусейибовой и др.
В психолого-педагогических исследованиях на современном этапе указывается на особую роль пространственных представлений, восприятий в формировании познавательной деятельности ребенка, в развитии его сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей. Овладение детьми дошкольного возраста различными видами пространственной ориентировки повышает результативность и качество таких видов деятельности, как познавательной, трудовой, продуктивной, творческой, игровой.
В научных исследованиях подчеркивается особое значение владения дошкольниками пространственными ориентировками в трехмерном и двухмерном пространстве для качественной подготовки их к школьному обучению. В содержании программы по математике в старшем дошкольном возрасте происходит выработка умений ориентироваться в ученической тетради. Формируется умение рисовать, ориентируясь на клетки, умение видеть готовый рисунок, определять пространственное расположение его элементов на странице. Эти умения будут востребованы с самых первых дней обучения ребенка в 1 классе. Для качественного овладения письмом, чтением, математикой в школе детям необходимо ещё в дошкольный период хорошо научиться ориентироваться в окружающем пространстве, знать основные направления, уметь оценивать пространственные отношения и расстояния.
В дошкольный период у детей начинают формироваться первоначальные знания из области геометрии. В основе геометрических представлений лежат умения ориентироваться «на себе», «от себя», «от других объектов», «по основным пространственным направлениям». Эти умения формируются в определенной последовательности, где одна система пространственного отсчета становиться основанием для овладения следующей системой. Такая планомерная работа по формированию элементарных знаний о геометрическом пространстве позволит детям лучше понять элементы геометрии в школе.
Лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношений являются игры и игровые упражнения (Т. А. Мусейибова) на разных этапах. В последние годы предлагается использовать моделирование (Л. А. Венгер, Т. В. Лаврентьева, эти авторы разработали определенное содержание и методику по формированию пространственных отношений посредством дидактических игр и упражнений, разработали специальные дидактические средства.
Поэтому мы считаем актуальной проблему формирования у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в двух и трехмерном пространстве. Способность ориентироваться в окружающем и осознавать различные способы отсчета при определении своего положения или другого объекта в пространстве выступает необходимым компонентом подготовки ребенка к школе.
Существенный вклад в создание дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников началам математики (в частности умение ориентироваться в пространстве с использованием соответствующих систем отсчета) внесли Т. В. Васильева, Т. А. Мусейибова, А. И. Сорокина, Л. И. Сысуева, М. К. Сай, Е. И. Удальцова, А. М. Леушина, М. Н. Перова, Т. К. Жигалкина, Е. И. Щербакова, А. В. Белошистая и другие.
Объект исследования: формирование пространственных представлений и понятий у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс освоения старшими дошкольниками системами отсчета при ориентировке в пространстве с помощью дидактических игр и упражнений.
Гипотеза исследования: формирование представлений о способах ориентировки в пространстве и практическое овладение пространственными системами отсчета детьми старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой, если использовать систему дидактических игр и упражнений развивающего характера, и включать их в содержание непосредственной образовательной деятельности, в совместную деятельность педагога и детей, а также в самостоятельную деятельность дошкольников.
Цель работы и гипотеза исследования определяют решение задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты понятия пространственная ориентация.
2. Выявить особенности развития пространственной ориентировки в дошкольном возрасте.
3. Изучить дидактические игры и упражнения для развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста
4. Провести анализ содержания работы в условиях ДОУ по развитию у старших дошкольников умений в области ориентировки в пространстве в ходе опытно – экспериментальной работы.
5. Разработать систему дидактических игр и упражнений для усвоения старшими дошкольниками системами отсчета в процессе пространственной ориентировки.
6. Экспериментально проверить педагогические возможности системы дидактических игр и упражнений, направленных на развитие практических умений по ориентировке в трехмерном и двухмерном пространстве.
Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:
- теоретического уровня: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирического уровня: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, статистические методы обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и упражнений.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике образовательной работы в детском саду; при осуществлении планирования педагогического процесса по разделу «ориентировка в пространстве»; в ходе создания развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Структура работы - исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений, дополняющих и раскрывающих теоретические и практические аспекты изложенной в работе информации.
Продолжение работы в следующей публикации.