Светлана Соколова
Особенности развития представлений дошкольников о величине предметов (на сенсорной основе)
▼ Скачать + Заказать документы
Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает складываться в раннем возрасте в результате установления связей между зрительными, осязательными и двигательно-тактильными ощущениями от тех игрушек и предметов разных размеров, которыми оперирует ребёнок.
Ориентировка детей в величине во многом определяется глазомером-важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов.
Публикация «Особенности развития представлений дошкольников о величине предметов (на сенсорной основе)» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
При правильно организованных условиях сенсорного воспитания способность воспринимать величину предмета начинает формироваться в раннем возрасте в процессе предметных действий, но носит локальный характер.
Дети раннего возраста довольно часто в своих играх игнорируют признак величины (укладывает большую куклу в маленькую кровать).
В три года дети ориентируются лишь на общий объём предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту (при выборе среди нескольких предметов надо найти самый высокий и самый длинный, выбирают самый большой).
В четыре года дети более дифференцировано подходят к выбору предметов по высоте, длине (ширине, если эти признаки ярко выделены (высота значительно превосходит другие измерения, а у низких предметов вообще не различают высоту).
Например, если в кубике высота 2 см., ширина 4 см., длина 16 см., для них «нет высоты». В таком положении «кубик» соответствует представлению о высоком, как «большом вверх» (В. К. Котырло). Дети характеризуют предметы по наиболее ярко выраженной одной протяжённости.
Большее число ошибок делают дети (и старшие) при показе ширины, что говорит о недостаточно чёткой дифферентации других измерений (показывают вместо ширины и длины всю верхнюю грань предмета).
Успешно определяют в предметах конкретные измерения при непосредственном сравнении двух или более предметов.
Слово величина непонятна детям, т. к. редко слышат его.
При обращении внимания детей на размер предмета (одинаковый, такой же) следует дополнить словом, обозначающим признак предмета (такой же по длине,). Ребёнок, выделяя конкретное измерение стремится показать его (проводит пальчиком по длине, разведёнными руками, что важно для более дифференцированного восприятия величины предмета.
Используемые источники:
Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. - Издательский центр «Академия», 1998, стр. 273.