Венера Сафина
Особенности развития познавательной деятельности детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мероприятия в рамках клуба для родителей «ДОВЕРИЕ».
"Педагогический калейдоскоп" с просмотром видео сюжетов
«Особенности развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»
Цель: Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу особенности развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.
Задачи:
Публикация «Особенности развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
1. Ознакомить родителей с особенностями познавательной деятельности детей с ЗПР и ОНР.
2. Ознакомить родителей с умениями, необходимыми детям с ЗПР и ОНР для стимулирования и развития познавательной активности.
3. Познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, необходимыми для развития познавательной деятельности у детей с ЗПР и ОНР.
4. Познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на развитие познавательной активности.
5. Способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей детей с ОВЗ.
Ход мероприятия:
Добрый вечер гости, участники нашего клуба!
Дошкольный возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст – когда всё впервые, всё только начинается: речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.
Познавательный интерес, любознательность являются двигателями в успешном развитии ребенка. Развивать познавательную сферу у детей можно и нужно через ознакомление с окружающим миром. Дети всюду соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой. Всё должно привлекать внимание ребенка, удивлять, давать богатую пищу для его развития.
Но дети с замедленным развитием психики не отличаются любознательностью, они редко задают вопросы. Для детей с ЗПР и ОНР характерно отсутствие интереса, пассивность в исследовании окружающего мира, им трудно сформулировать цель, вопрос, поделиться с окружающими своими мыслями, вопросами. Дети нуждаются в помощи взрослых. Взрослый должен стать проводником ребенка в мир вещей, предметов, явлений и событий.
Разбудить интерес к познанию можно лишь в деятельности, сначала совместной со взрослым, а затем и в самостоятельной. При помощи нашего «педагогического калейдоскопа» мы с вами заглянем к нам в детский сад. И увидим, какими способами и приемами можно увлечь детей, активизировать их познавательные процессы.
• Наблюдение
Развитие ребенка происходит постоянно. Одним из важных принципов организации жизни является активность ребенка. Активной работы несколько раз в неделю для получения результата недостаточно. Ежедневно, при любой имеющейся возможности привлекайте внимание ребенка к явлениям, событиям, предметам окружающего мира.
Давайте посмотрим первый видеосюжет о наблюдении за зимующими птицами детьми старшей группы. (Просмотр).
Как видите, регулярно наблюдая за птицами на участке, подкармливая их, дети научились различать, называть птиц, одновременно закрепили умение считать и сравнивать. Ребята заинтересовались, какие еще птицы зимуют в нашем крае, у них возникло желании узнать больше по этой теме.
Можно организовать рассматривание какого-либо объекта или явления так, чтобы у ребенка эта деятельность вызвала интерес и стимулировала его познавательную активность. В формировании умения видеть и выделять части, признаки объекта наблюдения, замечать изменения, происходящие в природе, огромную роль играет речь взрослого – родителей, педагога. Именно взрослый с помощью последовательно выстроенных вопросов и указаний руководит рассматриванием и обследованием предмета, так как сам ребенок не сможет увидеть характерных для данного объекта признаков. Обязательно нужно стимулировать ребенка положительной оценкой, похвалой.
Речь неразрывно связана с мышлением. Очень важно побуждать ребенка к речевой активности, формировать умение высказывать свои впечатления, чувства об увиденном, задавать вопросы. Взрослый должен давать ребенку речевой образец: проговаривать и обобщать все действия. В дальнейшем ребенок сам будет испытывать потребность сопровождать свои действия речью. Включая речь в процесс решения мыслительных задач, ребенок помогает проанализировать свои действия, осмыслить ситуацию.
• Ознакомление с окружающим учит детей быть внимательными к тому, что их окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Вот в старшей группе дети вместе с воспитателем провели эксперимент со снегом. Все дети очень любят снег, многие желают принести домой, сохранить свой снежок. Вот что из этого получилось – увидим во втором видеосюжете «Приключения снежного колобка». (Просмотр).
Вот видите, как интересно! Как из снежка, принесенного с улицы, дети сделали необычные украшения для ёлочки на участке. При этом дети узнали и закрепили свойства воды, снега, льда.
Дети очень любят экспериментировать. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Эксперименты, которые легко можно организовать в повседневной жизни, – это опыты с растениями, с объектами неживой природы (например, водой, солнцем, воздухом, песком).
• В подготовительной к школе группе детей мы знакомим с символами нашей страны: гимном, флагом, гербом. В ходе проектной деятельности «Семейный герб» ребята стали узнавать историю своих семей, своих родителей, их профессии, увлечения, закрепили знание имен и отчеств родителей, бабушек и дедушек. Этот проект способствовал сплочению семьи, росту взаимопонимания членов семьи. Воспитатели предложили детям вместе с родителями придумать семейный герб. Давайте посмотрим их презентацию. (Просмотр).
Дети почувствовали себя частью большой единой семьи, познакомились с национальными традициями и культурой. Это происходило в рамках проектной деятельности.
Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, подробнее знакомить детей с определенной темой. В ходе проектной деятельности предоставляется возможность самостоятельного поиска решения задачи каждым ребенком. Ребенок старается узнать для себя что-то новое различными способами деятельности. При решении проблемно-практических задач значительно активизируется речь.
Таким образом повышается детская самостоятельность, активность, любознательность, формируются навыки сотрудничества со сверстниками и родителями, развиваются творческие способности.
• Следующий видеоролик посвящен коллекционированию.
Дети с задержкой психического развития затрудняются в обобщении, в группировании предметов по родовой принадлежности, в выделении существенных признаков.
Коллекционирование помогает формировать у детей умение систематизировать, классифицировать, группировать, различать предметы по принадлежности, по использованию, по материалу изготовления и т. п. Способствует накоплению углубленных знаний, развитию интереса по какой-то определенной теме. Кто-то коллекционирует фигурки динозавриков, поражая окружающих труднопроизносимыми названиями. Кто-то увлеченно собирает коллекцию автомобилей, разбираясь в известных и малоизвестных марках автомобилей, а также в их техническом устройстве.
В старшей группе дети собирали коллекцию кукол в национальных костюмах. Внимание на экран! (Просмотр).
Итак, дети узнали о народах Среднего Поволжья, познакомились с народными костюмами, закрепили названия одежды и детали одежды. Обогатились знания детей о тканях, видах одежды, о способах изготовления, украшения одежды.
Если заинтересовать, поддержать ребенка в его увлечении, ненавязчиво помогать собирать коллекцию, то дети, с интересом занимаясь любимыми игрушками, предметами, в дальнейшем сами активно втягиваются в познавательную деятельность, в самостоятельный поиск новой информации.
• Во время отдыха, праздника, ставя перед детьми игровую цель, можно активизировать у них познавательный интерес. Помогая Буратино отыскать золотой ключик, детям приходилось отгадывать загадки, решать задачки, складывать из частей геометрические фигуры. Давайте посмотрим видеосюжет об игре-квесте, игре-путешествии «По следам любимых сказок» для детей старшего дошкольного возраста. (Просмотр).
Игра – наиболее естественная деятельность для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок быстрее, легче знакомится с окружающим миром, осваивает новые умения. Взрослые для развития познавательной активности могут организовывать сложные игры-квесты в праздники, а каждый день придумывать доступные развивающие игры, играя в них с ребенком в любую свободную минутку, например, по дороге домой из детского сада.
Мы хотим предложить вам поиграть с нами, а затем – со своими детьми.
Рассказы – загадки
«Прогулка». С прогулки ребята пришли с красивыми букетами желтых и ярко красных листьев. Их чуть не замочил холодный дождь. «Вот и осень наступила» - сказала Света. Как Света догадалась, что наступила осень?
«Не покатались». Два друга – Олег и Никита – взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнце, журчали ручьи, кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему ребята не смогли покататься на лыжах?
«Четвертый лишний»
Я вам буду называть четыре слова, одно слово не подходит к остальным по смыслу, значению. Вы должны слушать внимательно и назвать «лишнее» слово, объясните, почему это слово не подходит в данную группу слов, т. е. объяснить принцип группировки.
Ромашка, одуванчик, заяц, василек. Стол, диван, стул, цветок.
«Бывает – не бывает»
Я произношу предложение, а вы отвечаете, бывает так или не бывает.
Собака под дверью мяукает. Трактор по небу летит. Кошка мышей ловит. Кубик круглый, а мячик квадратный.
«Что бывает внизу, а что бывает наверху?»
Идя вместе с ребенком, предложите ему подумать и назвать то, что бывает только наверху. Если ребенок затрудняется, помогите: «Давай посмотрим вверх, над нами … Что? (Обращаемся к родителям) Небо, солнце. Что еще бывает только вверху? Луна, звезды…
А теперь подумайте, что бывает только внизу? Земля, дорога, трава, песок…
•
Преодоление задержки психического развития во многом зависит от характера стимулирования познавательной активности детей со стороны взрослого. Познавательная активность, любознательность, целенаправленность и настойчивость, уверенность в себе и доверие к другим людям, воображение – все эти фундаментальные способности не развиваются сами по себе из-за маленького возраста ребенка, они требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Игровая мотивация, доступность заданий, повторяемость, постепенное усложнение практических задач – необходимые условия для развития познавательного интереса. У детей могут проявляться неуверенность в своих силах, неумение обдумывать, планировать предстоящую деятельность. Но вместе с тем, получив помощь со стороны взрослого, иногда только в виде одобряющих или побуждающих к деятельности замечаний, дети полностью справляются заданием. Поэтому мы считаем, что повысить познавательную активность детей по силам всем родителям!
Спасибо за внимание!
Литература:
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий / А. А. Цыганок, А. Л. Виноградова, И. С. Константинова. – М. : Теревинф, 2006. – 72 с. – (Лечебно-педагогические программы).
Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 184 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. – М. : Школьная пресса, 2005. – 80 с.