Татьяна Воробьева
Использование современного оборудования в коррекции познавательной сферы у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
В постановление Правительства РФ от 15.04.2014 за N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" звучит цель – «обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики».
Публикация «Использование современного оборудования в коррекции познавательной сферы у детей с ОВЗ» размещена в разделах
Одной из задач является: «развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей» при этом «не зависимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья»
В результате должны быть созданы условия, «соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, во всех общеобразовательных организациях»
Первым этапом при реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы - является создание и внедрение новых образовательных программ на всех уровнях системы образования, внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения…»
Шекснинская спецшкола является образовательным учреждением, контингент обучающихся 100% - это дети и подростки с девиантным поведением, из них 30% (19 детей и 60) имеют статус дети с ограниченными возможностями здоровья, 4 ребенка – дети- инвалиды.
И соответственно в целях совершенствования социально – психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в соответствии с Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы на базе Шекснинской спецшколы в 2014 году был создан центр реабилитации «ДОМ: добротой откроем мир» - это современный многофункциональный комплекс оборудования, позволяющий многогранно и многопланово проводить психологическую диагностику, индивидуальную и групповую коррекционно – развивающую работу с детьми и подростками с ОВЗ на основе современных технологий. психологическую диагностику, индивидуальную и групповую коррекционно – развивающую работу на основе современных технологий.
Компьютерный класс диагностики для индивидуальной и групповой психологической диагностики с использованием сертифицированных программ «ИМАТОН»; «Эффектон СТУДИО»
Кабинет профориентации для оказания психологической помощи и поддержки в выборе профиля обучения и продолжения образования;
Арт – студия и кабинет песочной анимации для освоения психопрофилактических, коррекционных и развивающих программ на основе методик песочной терапии и арт – терапии, шедеврами искусства (музыка, живопись, литература и т. п.).
Комната релаксации для снятия мышечного напряжения и стабилизации психоэмоционального состояния
Комната психомоторного развития. Более подробно рассмотрим именно данное направление, т. к. прежде всего, это форма психологической поддержки в стрессовых ситуациях, снятие тревожности, но основная цель – развитие и коррекция познавательной сферы у детей с ОВЗ.
Игровые пособия условно разделили на шесть групп.
Игровые пособия «Балансировка и координация» помогают развитию у детей пространственной ориентировки, координации движений, осознания схемы собственного тела, навыка планирования и анализа своей деятельности, концентрации внимания. С помощью данных игр удается снять мышечное напряжение, снизить излишнюю напряженность и агрессивность.
Пример: «Сырный ломтик
Пособия «Развивающие игры», направлены на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики, а так же способствуют развитию усидчивости, упорства, выдержки, формирования навыка самоконтроля
Для развития конструктивной деятельности детей очень хороши кубики, предложенные Еленой и Борисом Никитиными: «Уникуб», «Логические», «Сложи узор», «Кирпичики».
Игровые пособия группы «Развитие тактильной чувствительности» в первую очередь решают такую задачу как обогащение сенсорных ощущений: тактильной памяти и восприятия, при этом одновременно развивается внимание, наблюдательность, устная речь «Сенсино»
Игровые пособия групп «Экспериментирование: вес, звук» и «Экспериментирование: оптические эффекты» направлены на обогащение сенсорного опыта. Детям дается возможность упражнять и развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере. Экспериментируя, дети учатся познавать окружающий мир и овладевать важными социальными навыками. С помощью таких игр дается возможность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство и поэкспериментировать в безопасной обстановке, что вызывает у детей положительные эмоции, и помогает снизить умственное утомление.
музыкальные шары
Игровой комплект Пертра
Комплект разработала педагог-практик Марианна Фростиг, взяв за основу концепцию творческого формирования как ребенка, так и самого педагога. Данный набор представляет собой широкое поле "общения" ребенка с деталями - манипуляторами. Игровой комплект способствует обогащению внимания; зрительной, тактильной, кинетической памяти; речи и мышления; пробуждает фантазию и любопытство детей и способствует их творческому развитию и состоит из семи наборов игровых средств в чемоданах, двух досок - основ и мобильного стеллажа, в котором они размещены.
Чемодан 1 «Пространство на плоскости» предназначен для формирования представлений детей о пространстве, взаиморасположении объектов и знакомства с различными видами линий. В составе комплекта деревянные пластины с фигурными или прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне, а также фигурки машин и людей. Ребенок может выстраивать узоры из линий, «прокладывать дороги», и прослеживать движение фигурок.
Чемодан 2 «Упорядочение элементов» позволяет формировать представления детей о геометрических формах, симметрии, цвете, размере, способствует усвоению пространственных отношений (лево-право, верх-низ, шире-уже и т. д.) и математических понятий (больше-меньше, столько же и т. д.). Задания на классификацию деталей комплекта развивают способности к аналитической деятельности.
Чемодан 3 «Одинаковое и разное». Веревки и стержни, на которые нанизываются друг за другом бусины, цилиндры и шайбы всевозможных цветов и размеров, дают возможность потренироваться в построении периодических последовательностей, словесном описании цепочек. Сортируя бусины, дети развивают способность к классификации и сравнению.
Чемодан 4 «Пространство и преобразование» Специальные доски и шаблоны можно ощупывать, просовывать друг в друга, обводить на листе бумаги. Работа с набором позволяет создать у ребенка кинестетический образ различных форм, осознавать взаимное расположение трехмерных фигур, правильно соотносить размеры объектов.
Чемодан 5 «От каракуль к каллиграфии» В составе набора деревянные детали с канавками, по которым может кататься металлический шарик или передвигаться предметная фигурка. При работе с металлическим шариком канавка накрывается оргстеклом и ребенок передвигает шарик через стекло при помощи магнитной ручки. Занятия с набором способствуют формированию содружественных движений глаз и руки, тренируют точность движений пальцев, развивают навык владения письменными принадлежностями.
Чемодан 6 «От хватания к схватыванию. Занятия с набором способствуют развитию дифференцированных хватательных движений и формируют умение дозировать мышечные усилия. В состав набора входит доска – основа с отверстиями, штыри, цилиндры, шайбы, бусины, шнуры, резинки, прищепки и пр. Занятия с использованием элементов данного набора помогут развитию навыков счета и классификации.
Чемодан 7 «Начальные математические знания». Элементы этого набора помогут отработать необходимые математические навыки: пересчет, сравнение, классификацию, определение количества и выполнение первых вычислений. Формируется понятие о числе, множестве, составе числа
На втором этапе реализации поставленной цели, специалистами учреждения была разработана рабочая коррекционно – развивающая программа «Шаг вперед», а также учебно – методический комплект – руководство к действию для заинтересованных родителей и педагогов. Новизна данной программы заключается в том, что интеграция современных образовательных технологий в систему основного и дополнительного образования детей с ОВЗ позволит преподавателям, дефектологам и даже родителям провести коррекцию познавательной сферы, приобрести недостающие навыки и знания, необходимые для полноценной адаптации в социуме. Подробно с данной программой можно познакомиться на международном образовательном портале «MAAA.ru» в разделе «Детский сад: методические разработки». Краткое содержание учебно – методического комплекта представленонаглядно.
Несмотря на то, что оборудование дорогостоящее, есть возможность самостоятельно изготовить аналог своими руками. Для этого потребуется немного усидчивости, желания и подручных средств (бросовый материал, картон, цветная бумага, деревянные бруски и т. п.).
Коррекция и развитие – две составляющих единого процесса, позволяющего ребенку встроиться в учебный процесс, реализующийся в любом образовательном учреждении. Среда, в которой может реализоваться такой единый процесс должна включать в себя многофункциональное помещение, в котором педагог имеет возможность организовывать индивидуальные занятия или работу в малых группах, помогая детям справиться со специфическими психологическими, физиологическими проблемами. Для такой коррекционно-развивающей работы прекрасной находкой, на наш взгляд и является комната психомоторного развития - островок спонтанности в детском мире ограничений.