Александра Соболева
Особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Публикация «Особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи : значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего и младшего дошкольного возраста.
Дети в младшем дошкольном возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Они начинают активнее использовать пальцы. В это время они учатся рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду. То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала они учатся дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук. При построении системы профессиональной деятельности по развитию мелкой и общей моторики дошкольников нужно учитывать следующие принципы:
1. Принципы доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
2. Принципы последовательности и систематичности.
На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
Учитывая психологию, возрастные особенности детей, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами.
Работа строится с учётом возрастных особенностей ребёнка.
Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка.
Заключается в многократном повторении и закреплении полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.
Недоразвитие мелкой моторики у детей раннего возраста при различных заболеваниях проявляются в разной степени интенсивности. Так, при детском церебральном параличе ребенку трудно или невозможно выполнять движения пальцами рук. «Ребенок с церебральным параличом часто не следит глазами за движениями своей руки, что препятствует выработке навыков самообслуживания, а также затрудняет развитие учебных навыков (чтения и письма) и познавательной деятельности
Классификация игр на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Г. В. Плеханов утверждал, что игра социальна по своему содержанию, поскольку дети отражают в игре то, что видят вокруг. Пальчиковые игры также отражают реальность окружающего — предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. Игра социальна по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит со сложившимися способами игровых действий. Пальчиковые игры тоже социальны по способам осуществления, так как в ходе игры дети повторяют движения взрослых. Пальчиковые игры это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Широкий спектр пальчиковых игр предоставляет большие возможности в их выборе. Исследователями предлагаются различные способы классификации, приведем наиболее ёмкую и в тоже время компактную, на наш взгляд. Так И. В. Дворова, О. П. Рожков классифицируют пальчиковые игры следующим образом:
пальчиковые игры без речевого сопровождения;
пальчиковые игры с речевым сопровождением;
народные пальчиковые игры;
кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала;
Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект. Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») : «Колечко», «Кулак — ребро — ладонь», «Ухо — нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка». Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных играх используются традиционные для массажа движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш. Рассмотрены возможности музыкальной пальчиковой игры.
Обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством музыкальной пальчиковой игры. Этими условиями являются:
- постепенное и систематическое использование музыкальных пальчиковых игр:
- выразительный и четкий показ педагога;
- использование следующих методических приемов: выразительный показ педагога, смена действий по образцу педагога, подпевание в процессе музыкальной пальчиковой игры
Таким образом, особенностями развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста является то, что этот процесс особенно активно протекает именно в этот возрастной период. При нормальном развитии благодаря мелкой моторике ребенок владеет хватательными и манипулятивными действиями с предметами, он может, есть ложкой, рисовать, лепить, самостоятельно раздеваться. Если мелкая моторика развита в норме, то это положительно сказывается на зрительно-двигательной координации, интеллектуальном, познавательном и речевом развитии ребенка. Нарушения в развитии моторики у детей служат ярким симптомом различных заболеваний и речевых нарушения (например, дизартрии).
От того, насколько у ребенка будет развита мелкая моторика, зависит в дальнейшем его подготовленность к обучению в школе. Если мелкая моторика у ребенка в порядке, то он будет способен рассуждать и мыслить логически, обладать связной речью, хорошей памятью, воображением и вниманием, уметь концентрироваться, будет готов к обучению письму.
Эффективным средством развития и коррекции (при необходимости) нарушений мелкой моторики у детей является пальчиковая гимнастика.