Ольга Суслова
Особенности развития и коррекции детей с ЗПР
▼ Скачать +Заказ
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В последние годы ученые отмечают рост количества детей с задержкой психического развития. По данным разных авторов в детской популяции выявляется от 6% до 25% детей с ЗПР различного генеза.
Причинами ЗПР могут быть слабовыраженные органические повреждения головного мозга, генетически обусловленная недостаточность ЦНС и ее основного отдела, интоксикации, инфекции, травмы и т. п.
Публикация «Особенности развития и коррекции детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Выделяют разные виды ЗПР.
ЗПР конституционального происхождения. К данному типу относят наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм. У детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости, живость мимики. Такой тип ЗПР проявляется в аффективных вспышках, эгоцентризме, склонности к демонстративному поведению, истерическим реакциям. Может наблюдаться недостаточность отдельных специфических функций (зрительной и слуховой памяти, речи).
ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип ЗПР обусловлен хроническими заболеваниями внутренних органов (сердца, почек, легких и т. д.). Заболевания вызывают задержку в развитии двигательных, речевых функций, формировании навыков самообслуживания, затрудняют смену фаз игровой деятельности. У дошкольников может наблюдаться неуверенность, робость, капризность, безынициативность. Круг общения детей сужен, существует недостаток сенсорного опыта.
ЗПР церебрально-органического происхождения. Здесь наиболее ярко выражены нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. Существует два варианта ЗПР данного генеза: - с преобладанием черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма; - с преобладанием симптомов поврежденности. При первом варианте отмечаются неврозоподобные и церебрастенические расстройства. При втором варианте наблюдаются энцефалопатические и нейродинамические расстройства, нарушения корковых функций. Дети не овладевают видами произвольной деятельности. У них задерживается формирование предметно - манипулятивной, речевой, игровой, продуктивной и учебной видов детской деятельности.
ЗПР психогенного происхождения. Данный тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания. Он может быть обусловлен безнадзорностью, социальным сиротством, культурной депривацией. Запас представлений об окружающем мире является бедным. Наблюдаются низкая работоспособность, лабильность нервной системы, несформированность произвольной регуляции деятельности, агрессивность, необдуманность действий, импульсивность или робость, плаксивость, фобии, отсутствие интересов. Дети не владеют навыками самообслуживания, не приучены к самостоятельности. Отмечается неадекватная самооценка, эгоизм, отсутствие трудолюбия.
Дети с задержкой психического развития составляют большой процент в массовых детских садах. Как нужно построить работу педагога при работе с детьми с ЗПР? Вот некоторые правила:
- Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
- Многократно повторять материал на занятии.
- При проведении любого вида занятий или игр педагог должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
- Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
- Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
- Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
- Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
- Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
- Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
- Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
- Речь самого педагога должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
- Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
- Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
- Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
- Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
- Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.
Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый нарушением развития психических функций (внимания, мышления, памяти). Его ставят детям, как правило, в возрасте 2-3 лет. Однако если вовремя «спохватиться», то ситуацию можно исправить. Не стоит ждать, пока все наладится само — запущенная ЗПР к 6-7 годам грозит определением ребенка в коррекционный класс.
ЗПР означает пограничное состояние между нормальным развитием психики ребенка и отставанием. Дети при таком диагнозе не имеют умственной отсталости, недоразвития речи или физиологии. Проявления этого диагноза выражаются в нарушении психических функций, снижении способности к обучению и социальной адаптации.
Как родителям определить, есть ли у их сокровища задержка психического развития? Одним из основных ее проявлений является трудность, с которой дается процесс обучения.
Четким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может заставить себя чем-то заниматься, прилагая усилия. Некоторые родители списывают это на детский возраст, неусидчивость. Очень часто ЗПР сопровождается задержкой речевого развития. Это связано в первую очередь с темпами возрастного освоения речи. Может быть ограничен словарный запас, заметна трудность в построении фраз или присутствовать более глубокие формы ЗРР.
Память «работает» иначе. Таким детям легче удается запомнить наглядные предметы или изображения, чем вербальное сообщение. При этом воспроизведение информации по памяти дается с трудом, выучить даже простой детский стишок становится непосильной задачей.
Мышление также страдает. Ребенок не может сам сделать выводы на основе какой-либо информации, логика и абстрактное мышление практически «не работают» без помощи родителей или преподавателя. Сопоставление формы, цвета, размеров предметов самостоятельно не дается. Тот факт, что ЗПР означает лишь пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем случае не подразумевает умственной отсталости говорит о том, что справиться с задержкой развития вполне можно. Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить ситуацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и средства, улучшающие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность работы мозга, но необходимы и занятия по психологической коррекции. Данные мероприятия направлены на улучшение эмоциональной и познавательной сферы. Ведь ребенку необходимо развивать память, внимание, строить логические связи.
Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе.