Татьяна Мусорина
Особенности развития гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является ключевыми периодами для становления гендерной идентичности личности. Дети знакомятся и усваивают те эталоны, к которым общество приближает девочек и мальчиков (особенности поведения, речи, внешнего вида, игр, социальных ролей и пр.).
Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В. Е. Каган).
Публикация «Особенности развития гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Гендерное воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.
От того, насколько успешно проходит процесс полового воспитания зависит формирование личности. Половое развитие - результат социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей - членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников.
Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями.
Отношения родителей служат для ребёнка моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола.
Для развития у мальчиков начал мужественности следует развивать и воспитывать у них смелость, решительность, ответственность, великодушие, рыцарское отношение к женскому полу, способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание необходимо уделять воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.
Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли.
Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература.
Из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества и о мужественных поступках людей в мирное время дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Сказке присуще большое количество социальных действий, в ней делается значительный упор на нравственное развитие. Она определяет эталоны поведения. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, с особенностями взаимоотношения полов, а также приобретают представление о таких качествах, как заботливость, миролюбие, терпимость к недостаткам других. Сказки представляют собой эмоциональную позитивную модель полового поведения.
Важно не только читать и обсуждать текст сказки, но и применять сюжетные моменты, использовать поступки и образы сказочных героев для объяснения, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. При этом условии будет обеспечено достижение наиболее эффективной половой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, а также успешное развитие качеств мужественности и женственности у дошкольников. Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно. Нужно помочь ребенку реализовать их. Для этого используются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей.
Сочетание возрастного и индивидуального подходов к воспитанию и обучению может обеспечить эмоциональное благополучие и полноценное психологическое развитие. Педагогическая идея, которой руководствуется коллектив учреждения, и, несомненно, творчество определяют создание развивающей среды. Вместе с тем при конструировании предметно – развивающей среды в детском саду очень важно учитывать возраст, уровень развития каждого ребенка, период обучения, сезонность, половой состав групп, способности и склонности всех воспитанников. Большое влияние на детей дошкольного возраста оказывают значимые взрослые. Педагоги ДОУ имеют значительное влияние на психическое развитие детей, включая их гендерную социализацию. Для реализации представлений о половом поведении необходимо также организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения.
В игре закладывается фундамент эмоционально-позитивного отношения к роли ребенка в обществе, как мужчины или женщины, как папы или мамы в дальнейшем его развитии. При создании образа ребенок может выражать как женские, так и мужские качества персонажа.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно. Нужно помочь ребенку реализовать их. Для этого используются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей.
Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. А слова матери: «Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!» - воспримутся сыном как настоящая награда.
Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в ателье, сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить, мыть посуду.
Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели - преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность: игровая, трудовая, художественная.
В старшем дошкольном возрасте ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, поэтому данный период является благоприятным для формирования половых представлений.