Алина Прохорова
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. В раннем детстве ребёнок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником открывается мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности.
Публикация «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. [34, 110]
В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.
Познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. Детский интеллект уже в старшем дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. К концу старшего дошкольного возраста прошел основной этап осознания ребенком своей гендерной идентичности.
В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве - «ребенок - взрослый (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый - это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.
Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника - в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию. Психолог М. И. Лисина выделяла две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, - познавательную и личностную.
В первой половине дошкольного возраста (3-5 лет появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой) она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое». Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы, поэтому детей этого возраста иногда называют «почемучками».
Эти вопросы чрезвычайно разнообразны и охватывают практически все области знаний о мире, природе и обществе. Все, что ребенок слышит от взрослого и что видит сам, он пытается привести в порядок, установить закономерные отношения, в которых укладывается наш непосредственный и сложный мир. Ведущий для этой формы мотив общения - познавательный. Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве - как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить сомнения и ответить на вопросы. А поскольку в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются темы, непосредственно не связанные с окружающей обстановкой, общение впервые приобретает внеситуативный характер.
Для внеситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого. Очень важной для них становится оценка взрослого; любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду. Исследования показали, что дети с познавательными мотивами демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших детей многие остаются на уровне ситуативно-деловой форы общения). Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характеры познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. Главным средством такого общения является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации и осуществить внеситуативное общение.
Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестает соответствовать интересам детей; их больше привлекают события, происходящие среди людей.
К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста - внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей. Если в 4 - 5 лет в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях и т. д. Ведущими мотивами становятся личностные. Это значит, что главным побудителем общения, как и в младенческом возрасте, является сам человек независимо от его конкретных функций. Внеситуативно-личностное общение (как и ситуативно-личностное) не является стороной какой-то другой деятельности (практической или познавательной, а представляет собой он самостоятельную ценность. Однако в отличие он от младенческого еще возраста взрослый еще выступает для он ребенка как он конкретный человек и он член общества. Ребенка интересуют он не только еще его ситуативные еще проявления (его он внимание, доброжелательность, он физическая близость, еще но и самые еще различные аспекты он его существования, он которые не еще видны в конкретной он ситуации и никак еще не касаются еще самого ребенка (он где он еще живет, кем еще работает, есть он ли у него он дети и т. д.). Столь же еще охотно он он рассказывает и о самом еще себе (о своих еще родителях, друзьях, еще радостях и обидах).
еще Для старших еще дошкольников характерно он стремление не еще просто к доброжелательному еще вниманию и уважению еще взрослого, но и к он его взаимопониманию и еще сопереживанию. Для них он становится особенно он важным достичь он общности взглядов и он оценок со он взрослым. Совпадение своей он точки зрения с еще мнением старших еще служит доказательством он ее правильности. Потребность во он взаимопонимании и сопереживании он взрослого является еще главной для еще внеситуативно-личностного он общения. Что касается он средств общения, еще то они, еще как и на еще предыдущем этапе, он остаются речевыми.
Социальная ситуация еще развития дошкольника еще не ограничивается он его контактами с он окружающими взрослыми. Кроме реальных еще окружающих ребенка еще взрослых в жизни и в он сознании дошкольника еще появляется еще он один - идеальный он взрослый.
Он идеален, во-еще первых, потому, он что существует еще только в сознании он ребенка как он идея, а не он как конкретный он реальный человек; а во-он вторых, потому, он что воплощает в он себе совершенный еще образ какой-еще либо общественной еще функции: взрослый - он папа, доктор, еще продавец, шофер и т. д. Причем этот еще идеальный взрослый он не только он представляется или еще мыслится ребенком, он но и становится еще мотивом его он действий. Дошкольник хочет еще быть таким он как идеальный еще взрослый. Его главная он потребность - быть еще членом взрослого он общества, жить и еще чувствовать себя он вместе со он взрослыми. Но реально он включиться во он взрослую жизнь еще современный дошкольник, еще конечно, не он может в силу еще сложности этой он жизни и своих еще ограниченных возможностей.
Итак, социальная еще ситуация развития он ребенка в дошкольном он возрасте усложняется и еще дифференцируется. Взрослый человек он остается центром еще жизни ребенка, еще но отношения с еще ним существенно он меняются. Если в раннем он возрасте социальная он ситуация определялась еще исключительно отношениями еще ребенка с его еще близкими взрослыми, еще то начиная с он дошкольного возраста он ребенок вступает в он отношения с более он широким социальным еще миром. Человеческие отношения, еще которые существуют в он мире взрослых, еще становятся предметом еще игровой деятельности еще детей, где он взрослый присутствует еще опосредованно, в идеальной он форме. Общение с реальными он близкими взрослыми еще приобретает внеситуативный еще характер и побуждается он новыми потребностями. Выделяется новая еще сфера социальных еще контактов ребенка - он его отношения он со сверстниками.