Вера Ольхова
Особенности работы в маскулинно-ориентированных и фемининно-ориетированных группах. Модели профессиональной компетенции
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Особенности работы в маскулинно - ориентированных и
фемининно - ориентированных группах.
Содержание моделей профессиональной компетенции воспитателей :
теоретическая компетентность, диагностическая
компетентность, личностная компетентность,
технологическая компетентность».
Выполнила воспитатель
Ольхова В. А.
Введение
Публикация «Особенности работы в маскулинно-ориентированных и фемининно-ориетированных группах, Модели профессиональной компетенции» размещена в разделах
- Маски и театральные шапочки для детей своими руками
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Темочки
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Дошкольный возраст является сенситивным для становления поло ролевой, гендерной идентичности, влияющей в будущем на эффективность и благополучие отношений в личной и профессиональной жизни. О важности такой работы с семьей свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве взаимоотношений родителей и детей и соответственно на поло ролевом развитии ребенка.
Осмысление ребенком своего «я» начинается с осознания своей половой принадлежности. Пол – категория не только биологическая, но и социальная, для формирования которой немаловажное значение имеет влияние окружения, социально одобряемых эталонов мужественности и женственности. Поэтому процесс воспитания ребенка правильнее рассматривать, как процесс воспитания личности определенного пола, включающий подготовку к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависит от родителей ребенка и воспитателя детского сада. Поло ролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (женских) и маскулинных (мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола.
. Особенности работы в маскулинно - ориентированных и
фемининно - ориентированных группах.
Гендерная компетентность педагога включает овладение им организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом гендерных особенностей.
По мнению В. П. Симонова, знание преподавателем своей гендерной доминанты и гендерной доминанты воспитывающихся позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Под гендерной доминантой понимается тип полоролевого поведения, преобладание фемининных (женских) или маскулинных (мужских) качеств.
Проведенные исследования позволило выявить специфику организации процесса воспитания в зависимости от типа гендерной ориентированности группу воспитывающихся.
При работе в маскулинно-ориентированных группах (мальчики) педагогу важно:
делать упор на визуальную информацию, располагать информацию столбиками;
допускать абстрактные рассуждения при объяснении материала;
обязательно делать обобщения и выводы в конце занятия;
организовывать диалоги и дискуссии;
особое внимание обращать на логичность и доказательность рассуждений;
доверять самооценку деятельности, организовывать работу в парах;
В фемининно-ориентированных (девочки) группах необходимо :
применять конкретные письменные примеры и расчеты;
располагать визуальную информацию в горизонтальном направлении;
задействовать речевые способности воспитывающихся;
использовать коллективные формы работы;
обязательно комментировать ход и результаты учебно-познавательной деятельности;
использовать примеры, воздействующие на эмоциональную сферу.
Содержание моделей профессиональной компетенции воспитателей : теоретическая компетентность, диагностическая компетентность, личностная компетентность, технологическая компетентность.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что главной фигурой гендерного подхода в образовании выступает воспитатель. Именно воспитатели, такие же носители гендерной культуры, имеющие собственные гендерные установки, в большей степени влияют на гендерную социализацию детей. Педагог может поощрять или отвергать поведение своих воспитанников в зависимости от собственных гендерных стереотипов.
Современное образование как никогда сейчас нуждается в педагогах профессионалах, обладающих подробными знаниями в области гендерной психологии. Грамотный воспитатель должен быть способен эффективно решать воспитательные задачи с учетом гендерных особенностей воспитанников. Одной из составляющих общей профессиональной компетентности педагога выступает гендерная компетентность.
Гендерная компетентность педагога – это способность понимать предназначение мужчины и женщины в обществе, их статус, функции и особенности взаимоотношений. Очень важно, чтобы педагог обладал способностью критически оценивать собственную профессиональную деятельность с позиции собственного гендера. Он должен быть информирован о том, что понятие «гендер» включает в себя психосоциальные и социокультурные характеристики, которые относятся к мужскому или женскому полу в данной культуре.
Гендерная компетентность педагога в обязательном порядке включает в себя следующие компоненты :
- овладение организационными аспектами руководства детской деятельностью;
- овладение психолого-педагогическими знаниями в области науки о гендере;
- овладение дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом гендера ребенка.
Модель компетентности педагога при реализации гендерного подхода в воспитательной деятельности предполагает содержание в ней следующих компонентов :
Теоретическая компетентность – знания о различиях в психофизиологическом развитии мальчиков и девочек, особенностей возрастных этапов развития ребенка, знание методов формирования феминных и маскулинных черт у детей.
Диагностическая компетентность – умение правильно применять диагностические методики при организации процесса гендерной социализации.
Личностная компетентность – оценка собственных личностных качеств, выявление гендерных стереотипов в своих представлениях, осознание гендерной роли.
Технологическая компетентность – навыки использования гендерного подхода при организации образовательной и воспитательной деятельности.
Успешно реализовать гендерный подход в воспитании педагог может при соблюдении ряда условий:
- диагностика полоролевого развития ребенка;
- организация учебного процесса с учетом гендерных особенностей воспитанников;
- анализ образовательных программ с точки зрения гендерного подхода;
- разработка методик, обеспечивающих процесс гендерного воспитания;
- разработка рекомендаций для семьи.
Понимая собственную гендерную доминанту и доминанту своих подопечных, педагог может в несколько раз повысить эффективность педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Бочарова, Н. М. Социальный аспект гендерного подхода в образовании– Чита:
Издательство Молодой ученый, 2011.– 168с.
2. Симонов, В. П. Учет гендерных различий в образовательном процессе // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 40–44.