Ольга Алексеенко
Особенности работы в ДОО по созданию развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад в течение нескольких лет фактически становится для детей родным домом, где они проводят большую часть своего времени. Поэтому окружающая среда должна быть сформирована таким образом, чтобы дошкольники могли свободно развиваться, играть, общаться со сверстниками, реализовывать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Просто наполнить группу играми, книгами и игрушками на сегодняшний день недостаточно. В настоящее врем появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Под понятием «Развивающая предметно-пространственная среда» подразумевается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. В связи с принятием ФГОС ДО дошкольные организации могут вносить изменения в предметно-развивающую среду при сохранении лучших традиций. Варианты ее создания могут быть разными, но обязательно должна учитываться возрастная и гендерная специфика. Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях были разработаны В. А. Петровским, Л. П. Стрелковой, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной и вошли в концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду
Публикация «Особенности работы в ДОО по созданию развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
* Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующей на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми.
* Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.
* Принцип стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями.
* Принцип комплексирования и гибкости зонирования, реализующей возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
* Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
* Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.
* Принцип открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию.
* Принцип половых и возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности. В современном учреждении дошкольного образования предметнопространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
* Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметнопространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
* Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
* Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
* Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
* Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
* Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей в соответствии с Перечнем средств воспитания и обучения. Он включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психологопедагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам. Задача педагога спроектировать развивающую предметную среду в соответствии с данным перечнем и содержанием учебной программы дошкольного образования.
Таким образом, среда должна :
* обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
* побуждать детей к деятельности;
* способствовать развитию самостоятельности и творчества; - обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.
Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных детям дошкольного возраста видов деятельности.