Ольга Абызова
Особенности работы с детьми, имеющими дизартрию
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности работы с детьми, имеющими дизартрию».
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.
Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О. А. Токаревой, которая также характеризует проявления «стертой дизартрии» : как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью их преодоления. По мнению автора, обычно эти дети большинство звуков изолированно могут произносить правильно, но в речевом потоке их слабо автоматизируют и недостаточно дифференцируют. Было отмечено, что артикуляционные движения у этих детей могут нарушаться своеобразно: ограничения движений языка и губ, наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. Вялость и приблизительность движений характерны для одних случаев, а в других – неточность движений объясняется гиперкинезами языка.
Публикация «Особенности работы с детьми, имеющими дизартрию» размещена в разделах
У детей с дизартрией выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате.
Паретичностъ (вялость) мышц органов артикуляции: у таких детей лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за слабости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.
Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытянуть губы вперед и др.
Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, то есть тремора языка и голосовых складок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании удержать широкий язык на нижней губе под счет 5–10, язык не может сохранить состояние покоя и появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не удерживает язык вне полости рта.
Апраксия при стертой дизартрии проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т. е. апраксия присутствует на всех моторных уровнях. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении одного движения на другое. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляются также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.
Гиперсаливация, т. е. повышенное слюноотделение определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.
Основная цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами – улучшение разборчивости речевого высказывания, для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, всю работу с такими детьми, необходимо проводить комплексно, на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения.
Задачи, которые решаются на занятиях по коррекции произношения звуков у детей с дизартрией направлены на :
• уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пореза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях – нормализировать тонус мышц и моторики артикуляционного аппарата);
• развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голосом в речевом потоке; выработке синхронности голоса, дыхания и артикуляции;
• нормализации просодической системы речи;
• формирования артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков, т. е. индивидуальный подбор и непрерывное, постоянное выполнение артикуляционных упражнений во время всего коррекционного периода;
• развитие фонематического восприятия и звуковой анализ;
• нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся в нарушении всех компонентов речи) в отличии от детей с ОНР при дислалии, у детей с ОНР при дизартрии данный процесс протекает более сложно и требует постоянных упражнений в каждом виде словообразования;
• развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушения мелкой моторики.
При проведении коррекционно-логопедической работы с детьми с дизартрией целесообразно использовать следующие методы логопедического воздействия:
• логопедическую и фонетическую ритмику;
• дифференцированный логопедический массаж: зондовый, точечный, мануальный, щеточный массаж;
• пассивная и активная артикуляционная гимнастика;
• дыхательные и голосовые упражнения;
• искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии).
При коррекции нарушений звукопроизношения используется принцип индивидуального подхода.
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.
Выявляются компенсаторные возможности ребенка, т. е. сохранные артикуляционные движения, звуки, слоги и слова, которые произносятся правильно.
-Значительно более длительные сроки отработки каждого звука.
-Соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.
Последовательность работы над звуками определяется степенью доступности звуков для произношения (легкость артикуляции) и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим. В ряде случаев не стоит придерживаться традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков. Работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, целесообразно вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. У многих детей с речедвигательными расстройствами сначала лучше осуществляется постановка и дальнейшая автоматизация более «сложных» звуков, например шипящих или сонорных. При этом свистящие звуки будут корригироваться позже, после «созревания» дорсальной позиции, являющейся часто для детей с дизартрией одной из самых трудных.
Таким образом, все выше перечисленное указывает на то, что коррекционная работа на занятиях по звукопроизношению у детей с дизартрическими расстройствами, а именно постановка звуков имеет свои характерные особенности, которые необходимо учитывать для успешной коррекции имеющихся у них недостатков.
Список литературы:
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / М : АСТ; Астрель, 2007
2. Архипова Е. В. Логопедический массаж при дизартрии / М. : АСТ, Владимиров: ВКТ, 2008.
3. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика /А. Я. Мухина. – М. АСТ. Астрель. Владимир. ВКТ, 2009.
4. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех – СПб: Питер, 2009.
5. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи. – С-Пб., 2008.
6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии; Учебн. Пособие для студентов пед. Ин – тов. по спец. «Педагогика и психология» (дошк)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение. 1989.