Надежда Доронина
Особенности работы с семьями с детьми с особыми возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с ОВЗ, можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях. Но не во всех семьях могут справиться с навалившимися проблемами самостоятельно, им нужна своевременная психологическая поддержка и психотерапевтическая помощь и в этом могут быть полезными специалисты по социальной реабилитации. Эмоциональный тон, общность семьи, взаимосвязь всех ее членов – важнейшие составляющие характеристики, на которые обращается внимание при восприятии семьи как объекта социального воздействия. Воспитательный потенциал семьи складывается из биологического, технологического, экономического и социального компонентов.
Публикация «Особенности работы с семьями с детьми с особыми возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Одним из важных условий реализации Образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей. Задача педагогического коллектива - установить партнерские отношения, объединить усилия для развития ребенка, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей и продолжать вести работу, направленную на формирование следующих убеждений у родителей:
- Верить в свои возможности, никогда не опускать руки.
- Чтобы учить, необходимо многое знать и уметь.
- Тот, кто занят воспитанием ребенка, должен верить в самого себя.
В основу этой совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- родители и педагоги являются, в первую очередь, партнерами в воспитании и обучении детей;
- это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Вырабатываются совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Очень важно заниматься педагогическим просвещением родителей и активным включением родителей в деятельность ДОУ.
К совместным мероприятиям педагогов и родителей относятся: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги. К совместным мероприятиям педагогов, родителей и детей относятся: дни открытых дверей, утренники и праздники, викторины для родителей, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории. Не следует забывать и о наглядных формах работы : библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, уголки для родителей.
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении считается целесообразным сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседы, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, совместные игры и т. п. Эти формы эффективны, так как позволяют найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.
Для большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что потребовало внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня дошкольных учреждений. Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы : групповых, подгрупповых, индивидуальных. Также в работе используются методы и приёмы, направленные на формирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Так же обеспечивается детям постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.
Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Усилия родителей необходимо направить по оптимальному пути: обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и раскрыть возможности их использования; помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка с ОВЗ становится сама семья.
Использованные материалы:
1.https://multiurok.ru/files/statia-vzaimodeistvie-s-semei-rebenka-v-period-ada.html
2. Галкина, Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL Е. В. Галкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2514/ ( дата обращения: 11.04.2022).