Елена Вальдер
Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Дети занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития : умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта, отличающуюся от структуры каждого нарушения входящего в комплекс ТМНР.
Публикация «Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
С 2018г. в моей педагогической практике стал накапливаться опыт работы обучения детей с ТМНР. Сложности работы заключались в том, что у обучающихся отсутствует речь, движения рук ограничены, не держат карандаш, с большим трудом могут указать, выбрать тот или иной предмет из -ограничения умственных и физических возможностей. Практически отсутствует обратная связь от ученика к учителю.
К началу обучения дети имели разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены (крик, телодвижения, эмоции, отдельные жесты, звукоподражания или слово). Практически все дети класса имеют низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук. Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми (Шорстова Н.) или слишком напряженными (Подольских Т., целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют.
В начале работы с детьми ТМНР, как педагогу пришлось полностью перестраивать свою речь. Нужно было учиться задавать вопросы так, чтобы было можно ответить на них «да или «нет» или показать на нужную картинку, чтобы сообщить информацию.
Для повышения мотивации, для того, чтобы наблюдалась динамика в коррекции развития по предметам, все обучение должно выстраиваться с элементами игры, с постоянным привлечением их личного жизненного опыта. Опора на жизненный опыт очень важна в более качественном усвоении учебного материала. Это способствует эмоциональному отклику ученика на материал, который становится конкретен и понятен. Таким образом, игровые технологии являются ведущими при обучении детей с ТМНР.
В работе с обучающимися, у которых наблюдается ТМНР, также применяются технология личностно - ориентированного подхода, здоровьесберегающие технологии. Даже коммуникативная технология обучения возможна с большими ограничениями, поскольку наладить коммуникацию друг с другом очень сложно из - за отсутствия речи. Коммуникация между детьми возможна на эмоциональном фоне при направляющей помощи взрослого.
Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход основывается на учете индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Ежедневно, исходя из индивидуальных способностей в обучении и физических возможностей детей с ТМНР, при работе на уроке над той или иной темой применяется индивидуальный дифференцированный подход во всем. Особенно в использовании наглядного, иллюстративного материала. Каждому обучающемуся предлагаются цифры, буквы, картинки, игрушки разные по размеру, форме, цвету, материалу.
При объяснении учебного материала приходится обращаться не на аудиторию, а лично к каждому ученику, сформулировав педагогическую задачу (вопрос) так, чтобы она была ему понятна. Необходимо стремиться к тому, чтобы все учебные действия сопровождались наглядностью. Необходимо давать на выполнения действия (манипуляции с предметами, ответы) столько времени, сколько требуется ученику.
В обучении детей с ТМНР важна технология здоровьесбережения. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить школьнику возможность охранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этих целей применяются: средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления. Это и специальная мебель, специальные динамические паузы, которые учитывают физические возможности обучающихся с ТМНР. Частое чередование видов деятельности на занятиях, которое помогает сохранять интерес с к изучаемому материалу, обучающиеся не утомляются, сохраняется мотивация к обучению.
У обучающиеся с ТМНР, находясь в школе, формируются режимные моменты, которые также важны в жизни ребенка. Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни, т. е. образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей.
Таким образом, ФГОС для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития направлен на обеспечение доступности образования для всех детей, включение их в систему образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения, места проживания; создание образовательной среды в соответствии с их возможностями и потребностями.
Основной задачей педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является адаптация данной категории детей в социуме.