Телкова Анна Ивановна
Особенности работы с детьми младенческого возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенность первая.
Необходимость включения в детскую деятельность.
Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который передает им интерес к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Воспитатель показывает, как можно играть с игрушками, он же и может организовать и поддерживать интересную для малышей игру. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий с другими и, конечно же (если ребенок по-настоящему включен в нее, приносит эмоциональное удовлетворение. Вместе с тем применительно к младенческому возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые определяют содержание педагогической работы с детьми раннего возраста. Это развитие предметной деятельности, речи, пространственной координации движений и т. д. Но все эти способности и качества возникают не в ситуации специальных упражнений или занятий, а в свободной, непосредственной форме игры, когда ребенок не догадывается, что его учат или специально развивают. Разделение занятий на разные «предметы» — на сенсорику, моторику, речь и т. п. — в раннем возрасте неэффективно и нецелесообразно. Дети воспринимают целостные предметы, в которых еще не выделяют отдельных характеристик. Выделение отдельных качеств происходит не на специализированных занятиях, а в естественной детской деятельности — прежде всего в предметной или сюжетной игре.
Публикация «Особенности работы с детьми младенческого возраста» размещена в разделах
Особенность вторая. Необходимость личного взаимодействия обращенности к ребенку.
Еще одной особенностью работы педагога с детьми раннего возраста является необходимость личного взаимодействия и обращенности к ребенку. Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в младенческом возрасте индивидуальный подход имеет важное значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малышам необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, — всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого.
Особенность третья
Дети этого возраста живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.
Особенность четвертая
Отношение к ребенку.
Крайне важно передавать позитивное и доброжелательное эмоциональное отношение к ребенку.
Особенность пятая
Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание.