Соловьева Марина Владимировна
Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание эффективных педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи :
1) разработать систему работы, способствующую развитию сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
2) апробировать разработанную систему.
Для решения поставленных задач нами была разработана система работы по созданию эффективных педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если будут соблюдаться следующие психолого-педагогические условия :
1. Знание воспитателем психологических возможностей развития самостоятельных игр старших дошкольников
2. Наличие в группе педагогически целесообразной игровой развивающей среды
3. Целенаправленное использование воспитателем многообразия косвенных и прямых приемов, содействующих развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Любой вид деятельности, в том числе сюжетно-ролевая игра, требует от педагогов грамотной организации и руководства. Детальное изучение методической литературы по организации сюжетно-ролевых игр помогли нам разработать педагогические условия для развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста :
• создать развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей;
• использовать методы, направленные на активизацию личного опыта детей, постоянно ведется обогащение впечатлений, представлении дошкольников об окружающей действительности;
• используется моделирование игровых ситуаций, сюжетов с целью обогащения содержательного аспекта игры;
• осуществляется сотрудничество педагога с детьми в процессе игры на основе личностно ориентированного подхода к ним.
В начале работы нами были поставлены следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Работа по развитию сюжетно-ролевой игры осуществлялась с создания необходимой игровой среды. Мы создали игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, где учли уровень развития детей. С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли детей, и они начали разнообразно действовать с ними. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы дети научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью нами были широко использованы вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводили показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей начинали играть с игрушками. Дети внимательно наблюдали за игровыми действиями. Игра продолжалась, а затем куклу передавали детям, словесно направляли на дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к игрушкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Когда ребенок бросал куклу на пол, обращали внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Дети быстро реагировали на эти слова.
Атрибуты сюжетно-ролевой игры мы расположили в легкодоступном для детей месте. Каждая игрушка стала «жителем» группы: имела свое место жительство и имя, также мы выделили игровые зоны для девочек и мальчиков. В группе мы создали комфортные условия для игр, распределили игровые зоны такие как: «Парикмахерская», «Доктор», «Супермаркет», «Кухня», «Строители».
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Наша задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращали внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомили детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д.
Так же в работе мы использовали методы, направленные на активизацию личного опыта детей. С целью формирования у детей представлений о себе и осознания собственного Я проводились особые игры и упражнения, работа со специально созданными авторскими историями из опыта ребенка по тематическим блокам «Я – ребенок», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я среди друзей»; «Что я умею», «Чему хочу научиться», «Что я должен», «Что мне нравится (не нравится)».
В результате у дошкольников старшего возраста возникала рефлексия собственных достижений и возможностей, желаний. Одновременно расширялись и уточнялись представления о мире взрослых и сверстников, их занятиях и отношениях. Дети научились идентифицировать себя со сверстником по внешнему виду, по действиям, по отношению к окружающим, для этого организовывались ритуализованные игры, в ходе которых развивались внимание к сверстнику и первые виды совместности; знакомились с различными типами социальных отношений и первыми ролями (ролями взрослых).
Следующим условием является сотрудничество педагога с детьми в процессе игры на основе личностно – ориентированного подхода к ним. Эта позиция играющего партнера во взаимодействии с ребёнком, благодаря которой ребенок усваивает и смыслы, и способы игровой деятельности (способность к принятию роли и ролевому поведению, использованию предметов-заместителей, создание воображаемой ситуации и пр.). Функции взрослого в развитии игры ребенка многообразны. Он поощряет ребёнка к определенным формам игры, обеспечивает жизненным опытом и служит моделью поведения. Главная функция взрослого заключается в том, что он и передает культурные смыслы.
Для развития сюжетно-ролевой игры мы расширяли жизненные и игровые представления детей, раскрывали смысл отношений между людьми в профессиональной деятельности: для этого использовали чтение книг, рассказы о профессиях, экскурсии, знакомство с трудом работников дошкольного учреждения, побуждали к разговору о профессиях родителей. Все это дало сюжет для сюжетно – ролевых игр детей старшего дошкольного возраста. В своей работе для развертывания сюжета мы использовали игры – упражнения, в которых у детей формируются умение придумывать истории и сказки. Такие упражнения будят фантазию, развивают речь и первоначальные навыки сюжетосложения.
Знакомство детей с новой для них сюжетно-ролевой игрой предполагало проведение большой предварительной работы. Например, подготовка к сюжетно-ролевой игре «Книжный магазин» мы провели следующим образом:
• Подготовка детей к экскурсии. Определение цели экскурсии, объекта наблюдения. Следует обосновать необходимость посещения магазина: «Мы пойдем в магазин, чтобы купить Саше в подарок книгу. У Саши завтра день рождения». Такая подготовка настраивает детей на активное восприятие.
• Экскурсия (хорошо продуманная и организованная педагогом)
• Анализ экскурсии. Нужно дать возможность детям пережить результат экскурсии – вручение подарка, который был куплен в магазине, имениннику.
• Беседа по картине, серии сюжетных картинок или с опорой на наглядный ряд. Беседа проводится с целью уточнения полученных представлений и закрепления знаний, приобретенных во время экскурсии.
• Отображение полученных представлений в рисунках. Рисование является эффективным способом отображения представлений о предметах и явлениях окружающего мира по теме предстоящей игры.
• Подвижная и (или) дидактическая игра с элементами данного сюжета.
• Изготовление игровой атрибутики и подбор игрушек и предметов-заменителей к игре.
В своей работе по развитию сюжетно-ролевой игры мы провели с детьми серию сюжетно-ролевых игр способствующих установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.
Интересная и эмоционально проведенная подготовительная работа вызывает у ребенка потребность отразить полученные представления и впечатления в сюжетно-ролевой игре со сверстниками.
В дошкольной педагогике проводились и проводятся исследования игры, связанные с ее педагогическим, психологическим и терапевтическим использованием для подготовки ребенка к взрослой жизни. Ведь в игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, их уточнение, обогащение, закрепление. Игра выступает как эффективное средство познания ребенком окружающей его предметной и социальной среды, тем самым, способствуя социальному развитию дошкольника.
Так же нами был проведен семинар для педагогов на тему : «Деловая игра». Цель, которого выработать систему формирования сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. И даны рекомендации педагогам по развитию сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.
Использование перечисленных педагогических условий обеспечило развитие самой игры : в ней появились начальные формы интерактивной совместности и способность играющих к программированию процесса; обогатилось содержание игры за счет моделирования игровых ситуаций, увеличилось продуктивное время игры.
В работе по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста были использованы педагогические условия способствующие развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников. В результате проведенной работы по формированию игровой деятельности дошкольников, у детей существенно изменились виды игровых действий. Появились игровые действия, моделирующие отношения, при которых в паре или в группе развивались ролевые программы каждого из участников. Появились сюжетно ролевые игры, в которых развитие сюжета могло идти по нескольким направлениям. Сюжеты обсуждались детьми, изменялись в ходе игры. Важным изменением следует считать, на наш взгляд, проявление инициативы самими детьми. Игра возникала без побуждения со стороны взрослых.