Галина Кириллова
Особенности работы по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС выделяет образовательную область – речевое развитие и ставит его наравне со всеми образовательными областями. Что же это за область, речевое развитие? Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитика – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Особенности работы по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Задачи образовательной деятельности во 2 младшей группе :
1. Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками; здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
2. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2 – 3 фраз.
4. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
6. Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
7. Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Я работаю с детьми 2 младшей группы. Мониторингв начале года показал: отставание в речевом развитие детей. Причины отставания существуют объективные, такие как: дети рождаются у нездоровых матерей, тяжелые роды и субъективные: нежелание родителей говорить со своим ребенком, общаться, специально заниматься… Все это приводит к низкому речевому развитию. Учитывая, все это приступили к работе. Изучили ООП, раздел – речевое развитие, создали развивающую речевую среду, оборудовали речевой уголок, подобрали оборудование для развития моторики, т. к. она тесно связана с развитием речи.
Передо мной стояла задача: помочь им в освоении разговорной речи. Эта задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Мы в своей работе использовали различные формы, способы, методы и средства для реализации образовательной области – речевое развитие. Часто организовывали индивидуальное общение с ребенкомна основе совместной деятельности с игрушками и предметами: вносила и обыгрывала новые игрушки, создавала игровые ситуации «Украсим комнату куклы», «Построим гараж для машины». «Приготовим чай для кукол».
При выполнении культурно-гигиеничных процедур организовывали рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании - предметов гигиены, при одевании на прогулку – предметов одежды.
На прогулке, в группе стимулировала детей к правильному и четкому названию предмета, его частей, признаков, действий с ними. При этом стремились к четким, грамматически простым формулировкам без лишних слов и объяснений.
Так же организовывала игры- драматизациипо хорошо знакомым произведениям «Колобок», «Теремок», «Репка». Стимулировала детей воспроизводить несложные ролевые диалоги.
В творческих играх вопросами и включением в игру стимулировала детей правильно называть себя в игровой роли «Я - мама», называть игровые действия «Кормлю дочку, сварила суп, поела дочка, помою посуду, чтобы чистая была»; отвечать на вопросы об игре «Куда ты везешь груз?», «Что будешь строить из кубиков?»
Привлекала детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности («Возьму большой кубик, будит стульчик. А коробка - стул. Сядь, кукла. Будим пить сок», стимулировала детей к проговариванию последующих действий – речевому планированию. Для этого включались в общение с ребенком и предлагали рассказать, что будет делать дальше: «Что еще захочет делать кукла? С кем она пойдет гулять?»
Беседовали с детьми об интересных фактах и событиях их жизни, о личных проблемах, героях мультфильмов, домашних животных.
Создавали условия для развернутого речевого обращения ребенка ко взрослому или сверстнику: «Объясни Саше, как ты хочешь играть с мячом».
Организовали игры на развитие речевого дыхания («Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Кораблики поплыли», на развитие фонематического слуха («Кто позвал?», «Что звучит?»). Для профилактики возможных нарушений звукопроизношения ежедневно проводили упражнения на укрепления мышц артикуляционного аппарата ребенка из серии «Веселый язычок», пальчиковые игры. Ежедневным содержанием речевого взаимодействия с детьми являлись игры на звукоподражание («Кто как кричит». «Отгадай, кто в домике живет»).
В образовательных игровых ситуациях привлекали детей к оказанию помощи игровым персонажам в решении их проблемы (помочь мишке выбрать корзинку нужной величины, чтобы вошли все найденные им грибы; помочь кукле подобрать одежду для прогулки).
Во всех видах деятельности старались комментировать процесс деятельности ребенка, обобщать в речи полученный результат, стимулируя высказывания детей.
Важной формой работы по развитию речи являются ООД. Это итоговая форма работы по теме. Ее главными задачами являются обобщение знаний детей по теме, использование накопленного словаря по теме в освоении форм связанной речи : коротких фраз, предложений разной степени сложности. ООД проводится в форме развивающей образовательной ситуации. В начале ОС вызываю у детей интерес к ее содержанию, ставлю перед детьми задачу и обеспечиваю принятие ее. В младшей группе она решается за счет использования игровых и проблемных ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек.
В результате проделанной работы обогатился словарь за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действий. Большинство детей с удовольствием вступают в речевое общение со знакомыми взрослыми, проявляют речевую активность со сверстниками. По вопросам составляют по картине рассказ из 3-4 предложений, совместно со взрослыми пересказывают знакомые сказки. называют предметы ближайшего окружения, узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям.
Литература:
1. О. Н. Сомкова «Образовательная область «Речевое развитие» СПб: Детство-Пресс 2020.
2. З. А. Михайлова, А. С. Каменская «Образовательные ситуации в детском саду» СПб: Детство-Пресс 2020.
3. Вербец А. М., Сомкова О. Н., Солнцева О. В. «Планирование образовательного процесса дошкольной организации : современные подходы и технологии», СПб: Детство-пресс, 2021.