Приложение МААМ

Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Елена Молородова
Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ.

Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.

Темочки:

У таких детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Свою работу я строю в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО, а так же парциальной программой «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.

В ходе проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, я учитываю их быструю утомляемость и другие особенности психического развития, внимательно наблюдаю за вниманием и заинтересованностью детей, чтобы вовремя переключить их на другой вид деятельности, варьирую структуру занятия, а если необходимо, то изменяю и его продолжительность, в зависимости от самочувствия детей или даже от погодных условий.

Музыкальные занятия с детьми ОВЗ могут иметь самую разнообразную форму. Главное, чтобы они чередовали в себе разные виды деятельности, что помогает сохранить заинтересованность детей, не допуская их переутомления. Музыкальный репертуар должен нравиться детям и быть доступным.

На первом этапе своей работы я исключаю подвижные игры с элементами соревнования и парные танцы. Так как в группах преобладают гиперактивные дети (в основном мальчики, основу танцевального репертуара должны составлять композиции в наибольшей степени отражающие особенности их психологии. Этому же должны соответствовать и атрибуты танцевальных композиций - мечи, щиты, барабаны. Всё это способствует развитию их эмоционально-волевой сферы, воспитывает в мальчиках силу, мужественность, придаёт движениям выразительность. Также больше внимания уделяю упражнениям на развитие слухового внимания, ритма, танцам с предметами.

Я активно использую в своей работе игры-потешки, развивающие мелкую моторику пальцев рук, т. к. мелкие движения пальцев, давление на их кончики активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка, а так же упражнения на здоровье сбережение.

В связи с тем, что эмоциональная сфера детей с ОВЗ слабо развита, я включаю в музыкальные занятия этюды и композиции на развитие эмоций, мимики и пантомимики, упражнения на релаксацию, чтобы научить их снимать эмоциональное напряжение.

Игры и игровые упражнения занимают особое место на музыкальных занятиях, так как способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, приучают его слушать и слышать взрослого, обучают самоконтролю и взаимодействию друг с другом.

Для активизации детей на занятиях я применяю игровые, наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приё мы: художественные иллюстрации и репродукции, дидактический и поэтический материал, музыкальные инструменты, клавесы, стаканчики, массажные мячики. Это тоже способствует эмоциональному развитию детей, а также речи, фантазии, воображения, творческих проявлений.

Важным направлением в моей работе с детьми - является пение.

Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с детьми ОВЗ.

Во время пения я уделяю внимание певческой установке, упражнениям на развитие координации слуха и голоса.

Детям очень нравятся музыкальные приветствия, распевания с использованием имён и коротких музыкальных фраз с различной интонацией (напевно, отрывисто, тихо, громко).

Пение развивает коммуникативные способности ребёнка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Одним из самых главных условий успешной работы с детьми является индивидуальный подход к ребёнку. В своей работе я уделяю время каждому и никогда не принуждаю его к действию. Стараюсь увлечь ребёнка с помощью выразительной интонации голоса, мимики, жеста, тактильных прикосновений.

Это помогает усилить или ослабить эмоциональное проявление ребёнка.

А взаимодействие детей с яркими куклами, сказочными персонажами в исполнении взрослого просто необходимо.

В заключении могу сделать вывод, что положительного результата на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ можно достичь при следующих

условиях:

1 Занятия должны быть динамичными и эмоционально насыщенными.

2 Необходим индивидуальный подход к ребёнку (называть его только по имени, смотря в глаза).

3Тщательный подход к подбору детского репертуара.

4 Необходимо, как можно больше поощрять детей (словом, жестом, улыбкой, прикосновением, а так же с помощью сюрпризных моментов).

Соблюдение всех этих условий сделает музыкальные занятия увлекательными и самыми желанными для ребёнка.

Несколько мыслей, которые могли бы дополнить ваш опыт:

* Системность оценки: Важно не только наблюдать за вниманием и заинтересованностью детей, но и систематически оценивать их прогресс. Это может включать в себя создание портфолио для каждого ребенка, фиксацию достижений в различных областях (пение, ритм, двигательная активность, использование простых оценочных шкал для отслеживания динамики.

* Взаимодействие с родителями/ специалистами: Успешная работа с детьми с ОВЗ во многом зависит от тесного сотрудничества с родителями и другими специалистами (логопедами, дефектологами, психологами). Регулярный обмен информацией о прогрессе ребенка и его особенностях поможет создать интегрированную систему поддержки.

* Использование инклюзивных методик: Даже в группе детей с ОВЗ могут быть дети с различными диагнозами и уровнями развития. Рассмотрите возможность использования инклюзивных методик, которые позволяют включать всех детей в активность, предлагая различные уровни сложности и поддержки.

* Развитие саморегуляции: Учитывая часто встречающуюся проблему с

саморегуляцией у детей с ОВЗ, можно включать в занятия специальные упражнения на расслабление и концентрацию внимания (например, йога для детей, дыхательные техники).

Молородова

Публикации по теме:

Организация работы музыкального руководителя в дистанционном режиме в период пандемии Всем жителям России рекомендована самоизоляция, в связи с распространением малоизученной коронавирусной инфекции и дистанционное обучение.

Годовой план работы музыкального руководителя Годовой план работы музыкального руководителя на 2018-2019 уч. г. Задачи М А Д О У на 2018- 2019 уч. год. : 1. Развитие основных видов движений.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2019-2020 учебный годЗадачи МАДОУ на 2019 - 2020 уч. год. : 1. Поддержка детской инициативы.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2020–2021 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2020-2021 учебный год Задачи М А Д О У на 2020 - 2021 уч. год. : 1. Сохранение и укрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 6 декабря 2024 в 07:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Молородова (УИ 510375) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД