Елена Молородова
Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ.
Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
У таких детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.
Свою работу я строю в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО, а так же парциальной программой «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
В ходе проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, я учитываю их быструю утомляемость и другие особенности психического развития, внимательно наблюдаю за вниманием и заинтересованностью детей, чтобы вовремя переключить их на другой вид деятельности, варьирую структуру занятия, а если необходимо, то изменяю и его продолжительность, в зависимости от самочувствия детей или даже от погодных условий.
Музыкальные занятия с детьми ОВЗ могут иметь самую разнообразную форму. Главное, чтобы они чередовали в себе разные виды деятельности, что помогает сохранить заинтересованность детей, не допуская их переутомления. Музыкальный репертуар должен нравиться детям и быть доступным.
На первом этапе своей работы я исключаю подвижные игры с элементами соревнования и парные танцы. Так как в группах преобладают гиперактивные дети (в основном мальчики, основу танцевального репертуара должны составлять композиции в наибольшей степени отражающие особенности их психологии. Этому же должны соответствовать и атрибуты танцевальных композиций - мечи, щиты, барабаны. Всё это способствует развитию их эмоционально-волевой сферы, воспитывает в мальчиках силу, мужественность, придаёт движениям выразительность. Также больше внимания уделяю упражнениям на развитие слухового внимания, ритма, танцам с предметами.
Я активно использую в своей работе игры-потешки, развивающие мелкую моторику пальцев рук, т. к. мелкие движения пальцев, давление на их кончики активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка, а так же упражнения на здоровье сбережение.
В связи с тем, что эмоциональная сфера детей с ОВЗ слабо развита, я включаю в музыкальные занятия этюды и композиции на развитие эмоций, мимики и пантомимики, упражнения на релаксацию, чтобы научить их снимать эмоциональное напряжение.
Игры и игровые упражнения занимают особое место на музыкальных занятиях, так как способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, приучают его слушать и слышать взрослого, обучают самоконтролю и взаимодействию друг с другом.
Для активизации детей на занятиях я применяю игровые, наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приё мы: художественные иллюстрации и репродукции, дидактический и поэтический материал, музыкальные инструменты, клавесы, стаканчики, массажные мячики. Это тоже способствует эмоциональному развитию детей, а также речи, фантазии, воображения, творческих проявлений.
Важным направлением в моей работе с детьми - является пение.
Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с детьми ОВЗ.
Во время пения я уделяю внимание певческой установке, упражнениям на развитие координации слуха и голоса.
Детям очень нравятся музыкальные приветствия, распевания с использованием имён и коротких музыкальных фраз с различной интонацией (напевно, отрывисто, тихо, громко).
Пение развивает коммуникативные способности ребёнка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
Одним из самых главных условий успешной работы с детьми является индивидуальный подход к ребёнку. В своей работе я уделяю время каждому и никогда не принуждаю его к действию. Стараюсь увлечь ребёнка с помощью выразительной интонации голоса, мимики, жеста, тактильных прикосновений.
Это помогает усилить или ослабить эмоциональное проявление ребёнка.
А взаимодействие детей с яркими куклами, сказочными персонажами в исполнении взрослого просто необходимо.
В заключении могу сделать вывод, что положительного результата на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ можно достичь при следующих
условиях:
1 Занятия должны быть динамичными и эмоционально насыщенными.
2 Необходим индивидуальный подход к ребёнку (называть его только по имени, смотря в глаза).
3Тщательный подход к подбору детского репертуара.
4 Необходимо, как можно больше поощрять детей (словом, жестом, улыбкой, прикосновением, а так же с помощью сюрпризных моментов).
Соблюдение всех этих условий сделает музыкальные занятия увлекательными и самыми желанными для ребёнка.
Несколько мыслей, которые могли бы дополнить ваш опыт:
* Системность оценки: Важно не только наблюдать за вниманием и заинтересованностью детей, но и систематически оценивать их прогресс. Это может включать в себя создание портфолио для каждого ребенка, фиксацию достижений в различных областях (пение, ритм, двигательная активность, использование простых оценочных шкал для отслеживания динамики.
* Взаимодействие с родителями/ специалистами: Успешная работа с детьми с ОВЗ во многом зависит от тесного сотрудничества с родителями и другими специалистами (логопедами, дефектологами, психологами). Регулярный обмен информацией о прогрессе ребенка и его особенностях поможет создать интегрированную систему поддержки.
* Использование инклюзивных методик: Даже в группе детей с ОВЗ могут быть дети с различными диагнозами и уровнями развития. Рассмотрите возможность использования инклюзивных методик, которые позволяют включать всех детей в активность, предлагая различные уровни сложности и поддержки.
* Развитие саморегуляции: Учитывая часто встречающуюся проблему с
саморегуляцией у детей с ОВЗ, можно включать в занятия специальные упражнения на расслабление и концентрацию внимания (например, йога для детей, дыхательные техники).
Молородова