Светлана Акульшина
Конспект и протокол родительского собрания «Трехлетние дети. Особенности психофизического развития детей 3–4 года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ № 1
от 28 сентября 2018 года
Тема: «Трехлетние дети. Особенности психо-физического развития детей 3-4 года жизни».
Цель: Познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей 3 – 4 лет.
Присутствовали: 21 человек.
Отсутствовали: 5 человек (по причине нахождения на рабочих местах)
Приглашенные: учитель – логопед
Повестка дня:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Протоколы родительских собраний в детском саду
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет (Кризис 3-х лет)» (докладчик-воспитатель Акульшина Светлана Юриевна)
2. Встреча с узким специалистом - учителем – логопедом Шутай Ириной Владимировной
3. Выбор родительского комитета группы.
4. Утверждение плана совместной работы на новый учебный год.
Ход собрания
По первому вопросу слушали воспитателя Акульшину Светлану Юриевну:
Она познакомила с психическими особенностями развития детей 3-4 лет. Коротко рассказала об изменениях, происходящих в психике ребёнка – кризисе -3-х лет, когда детям свойственно проявление негативизма, капризов и упрямства.
Познакомила с такими понятиями, как негативизм и упрямство, как отличить упрямство от каприза.
На примерах попытались разобраться в причинах капризов и упрямства.
Подчеркнула, что в детском выражении «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности, которое всячески надо поддерживать, в противном случае дети могут вырасти пассивными и ленивыми. Посоветовала быть терпеливыми, спокойными, внимательными к своим детям.
Решение по первому вопросу: Принять к сведению, что в жизни детей начинается новый этап, в связи с этим происходят изменения в их развитии. чтобы этот период прошел благополучно родителям необходимо быть терпимее, более тесно сотрудничать с воспитателями.
Проголосовали: «За» - единогласно»
По второму вопросу слушали учителя – логопеда Шутай Ирину Владимировну:
Она познакомила с особенностями развития речи данного возраста. Дети склонны к подражанию, сопровождают речью бытовые ситуации. Коротко рассказала о результатах обследования речи детей.
Принятие решения путем голосования.
За –15 человек,
Против – 0
Решение по второму вопросу: Принять к сведению информацию учителя – логопеда.
Проголосовали: «За» - единогласно»
Третий вопрос – выборы родительского комитета.
Были предложены кандидатуры:
1. Герасименко Светлана Анатольевна
2. Васильченко Ирина Александровна
Решение по третьему вопросу: Выбрать родительский комитет в предложенном составе.
Проголосовали: «За» -единогласно»
По четвертому вопросу выступила воспитатель Ткаченко Татьяна Александровна.
Родителям был предложен для обсуждения план совместной родительско – педагогической деятельности в новом учебном году.
Решение по четвертому вопросу: Принять план взаимодействия педагогов и родителей на 2018 – 2019 уч. год. с доработкой.
Проголосовали: «За» - единогласно.
Решение собрания :
1. Родителям более тесно сотрудничать с воспитателями в вопросах воспитания и развития детей.
Ответственные: воспитатели и родители.
Срок исполнения: в течении года
2. Принимать активное участие в проведении намеченных мероприятий на 2018 – 2019 уч. год.
Ответственные: родители и воспитатели группы.
Срок исполнения: в течении года.
3. Обеспечить детей спортивной формой – темные шорты, зеленая футболка, чешки.
Ответственные: родители.
Срок исполнения: к 1 ноября 2018г.
4. Родителям при получении медицинских справок быть внимательными к дате ухода на больничный; об уходе и приходе в детский сад предупреждать заранее.
Ответственные: родители.
Срок исполнения: в течении года.
Председатель:___ (расшифровка).
(подпись)
Секретарь: ___ (расшифровка).
(подпись)
Конспект родительского собрания
Тема: «Трехлетние дети. Особенности психо-физического развития детей 3-4 года жизни».
Цель: Познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей 3 – 4 лет.
Задачи:
1. Оказать помощь родителям в анализе особенностей своего ребенка
2. Учить их помогать детям справляться со всеми трудностями, которые подстерегают их в начале жизненного пути
ХОД
Выступление воспитателя Акульшиной Светланы Юриевны
Уважаемые родители!
Мы рады Вам. Спасибо, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Родителям очень важно знать об особенностях развития ребёнка 3-4 лет, психофизиологические показатели развития детей.
Что же характерно для ребёнка четвёртого года жизни? Прежде всего физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.
Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности, появление у них новых интересов. Самостоятельность – ценное качество, необходимое в жизни человека. А нам, взрослым, очень важно поддержать их в этом.
Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Осознание ребёнком себя происходит обычно к концу третьего года жизни, когда он практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.
Ребёнок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трёх лет, когда ребёнку свойственно проявление негативизма, капризов и упрямства.
Давайте разберёмся в понятиях. Негативизм – это желание ребёнка делать наоборот, не подчиниться ни в коем случае воле взрослого. При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми ребёнок не демонстрирует свою независимость.
Ситуация для анализа
Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят:
- Иди катайся.
Но он отвечает:
- Не пойду.
Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.
Иногда взрослые путают понятия «упрямство» и «капризы».
Негативизм или непослушание - это стремление делать всё наоборот.
Упрямство - ребёнок будет настаивать на своём только потому, что он этого потребовал.
Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению упрямства, является повышенная требовательность родителей в приучении ребёнка к порядку без учёта его реальных умений. малыш не может регулировать своё поведение. Родители же выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребёнок обязан делать и уметь, без учёта его представлений и желаний. Если родители не желают учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, проявляют к нему излишнюю требовательность, это может стать причиной проявления детского упрямства. Бесполезно требовать от ребёнка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился на колени в новой одежде, не брал в руки бездомного котёнка. У детей нет врождённого стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребёнка к опрятности, но не возмущаться тем, что не всё ещё у него получается.
Что такое капризы? Если упрямый ребёнок проявляет своё упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямства самое главное – не уступить взрослому, настоять на своём, и если взрослый отстанет, ребёнок будет только рад. Капризный ребёнок стремится добиться ещё большего внимания к себе, к своей особе, ему нравится быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребё нка: «Я хочу», капризного: «Я не хочу». Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии «готовности к капризу».
А сейчас давайте разберёмся на примерах в причинах капризов и упрямства детей.
Ситуация для анализа
Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик: «Сам, сам! Сам!». Мать строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам»
Вопросы:
• Правильно ли поступила мама?
• Каковы последствия поведения мамы?
• Бывают ли подобные ситуации у вас?
Важно подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей. Взрослые причиняют ребенку большой вред, лишая его самостоятельности, он перестает верить в свои силы, надеясь на других, растет пассивным и ленивым.
Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка. Дети сопротивляются, ведь в этом возрасте ребёнок осознаёт себя как самостоятельного человека, со своими желаниями и особенностями. Старается выполнить и выполняет без помощи взрослого многие действия, осваивает навыки самообслуживания. Психологи утверждают : к трём годам жизни у ребёнка появляется устойчивое желание самоутвердиться и подавлять это стремление ни в коем случае нельзя – это приведет к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого отсюда и проблемы с поведением.
Пример. Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: «А я так хотел сам!»
Ситуация для анализа
Девочка Таня во время обеда говорит: «Не хочу суп». Она постоянно высказывает бабушке своё недовольство тем, что суп тёплый, «в нём пенки» и др. Бабушка идёт у неё на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т. д. всё бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.
Вопросы:
• Определите: в данной ситуации в большей степени проявляется упрямство или каприз?
Не надо идти на поводу у ребёнка. Здесь могут быть разные варианты решения конфликта: либо лишить девочку супа, либо уговорить съесть его. В данном случае важно единодушие всех членов семьи.
Иногда детям говорят, что они ещё «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему ребёнок не любит трудиться? Не надо делать за ребёнка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь в виду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Ребёнку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.
Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т. д. Эти оплошности происходят непреднамеренно, ребёнок сам испытывает негативные эмоции – испуг, страдание, недоумение. В таких случаях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо.
Необходимо помогать детям в овладении необходимыми навыками, больше с ними общаться. Например, показывать, как раскладывать ложки, убирать игрушки.
Итак, дети стремятся к самостоятельности. Чему же они должны научиться и самостоятельно выполнять в своем возрасте?
• Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; насухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
• Одеваться и раздеваться в определё нной последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать.
• Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
• Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
• Есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
• Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
• Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.
Конечно, ребенок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, условия для проявления самостоятельности, он нуждается в корректировке своих действий и обязательно его нужно хвалить за малейшее проявление самостоятельности.
Еще хочу добавить слова А. С. Макаренко:
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.
Выступление учителя-логопеда Шутай Ирины Владимировны
Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем Вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.
Во – первых, совершенствуются её практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Во – вторых, речь становиться основной перестройкой мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться.
Сам ребенок овладевает речью только в процессе общении я со взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточное развитие речи часто тормозит всю учебную деятельность школьника.
Нарушение речи отражается на формирование детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Всё психическое развитие ребенка зависит от формирование его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывается на психический склад детей отсутствие речи или её патология.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, приказы, объясняют как он должен себя вести и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, каков уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка. Поэтому основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Чем мы и занимаемся с детьми. Это:
1. Воспитание звуковой культуры речи
2. Словарная работа
3. Формирование грамматического строя речи
4. Обучение рассказыванию – связная речь
Ребенок к 3-4 годам может :
• Правильно произносить отдельные звуки. Уметь интонационно передавать вопрос, просьбу, восклицание.
• У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения.
• У детей формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи (появляется множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно-ласкательные суффиксы).
• В речи появляются сложные формы предложений.
• Дети осваивают навыки разговорной речи
В речи детей отмечаются и другие особенности :
• Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ, сонорные (Р, Рь, Л, Ль, а некоторые звуки пропускают.
• Требует совершенствования интонационная сторона речи.
• Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
• Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
• Существует проблема новых словообразований.
• Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса.
Вот Вы прослушали требования к речи ребенка 3-4 лет.
Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей)
Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в работе по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которую необходимо решать в дошкольном возрасте. Основная цель - научить ребенка правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом. И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты.
Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому мы максимально уделяем внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, вводим общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия. А так же при общении с ребенком проявляем внимание, заинтересованность, как можно больше говорим с ребенком на разные темы.
Если ребенок неохотно идет на контакт, то терпеливо помогаем ему в этом. Если ребенок заговорил, внимательно выслушиваем его и в дальнейшем говорим с ним. Ни в коем случае не останавливаем его. Считаем необходимым научить говорить в течении всего дня! Говорить во время игры, говорить во время одевания и раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т. д.
В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадет им в руки, в поле их зрения. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует
Стараемся при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряем его самостоятельные рассуждения и радуемся его достижениям вместе с ним.
В своих контактах с ребенком даем понять ему, что нуждаемся в его разъяснениях. При этом повторяем какое-либо новое слово и помогаем построить простое предложение.
Именно в этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается в 5-7 раз. Довольно быстро увеличивается и активный словарь за счет слов, которые ребенок употребляет в повседневной жизни, и очень важно содействовать этому. Главная цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал воспитателей, но и слышал, понимал о чем, ему рассказывают, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками.
В нашей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них обращаем особое внимание, больше общаемся с ними, целенаправленно обогащаем их пассивный запас.
Именно младший возраст благоприятен для воспитания речепроизносимых навыков, так как становятся более подвижными органы речевого аппарата: нижняя челюсть, мышцы языка, губ.
При правильной работе по развитию речи, осуществляемой в течение дня, нет необходимости в специальных занятиях по формированию звуковой культуры речи. Ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми те или иные слова, поэтому мы работаем над собственной дикцией, контролируем её. Разговаривая с ребенком, следим за темпом речи. С этого возраста стараемся учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является неотъемлемой частью ее интонационной выразительностью. Монотонная речь бедна, в то время как «игра» темпа обогащает ее, делая ярче, красочнее. Уже в первой младшей группе учим говорить детей и быстро и медленно. Для этого произносим звукосочетания и отдельные слова с различной скоростью.
Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, поэтому как можно чаще даем возможность детям говорить вместе. В этом возрасте дети, как правило, все свои действия «проборматывают». Ни в коем случае не пресекаем это, не ограничиваю детей.
Спасибо за внимание!