Олеся Чепорнюк
Особенности психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение) и двигательных навыков у детей 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение) и двигательных навыков у детей третьего года.
На третьем году жизни ребенок становится физически значительно крепче, выносливее, способным к более продолжительным занятиям с большей умственной нагрузкой, так как в его психической деятельности происходят существенные изменения. Внимание приобретает большую устойчивость, хотя в основном оно еще непроизвольно, вызывается внешними факторами. Произвольное внимание только начинает развиваться и тем успешнее, чем активнее этому способствует воспитатель. Появляется способность наблюдать в ее элементарном виде, которая формируется под руководством воспитателя. Дети могут с интересом наблюдать за движением автомобиля, строительством дома, игрушкой и т. д. Большие изменения происходят и в речи ребенка. Все это расширяет возможности детей в познавательной деятельности.
Публикация «Особенности психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение) и двигательных навыков у детей 3 лет» размещена в разделах
Ребенок хорошо понимает речь взрослого, когда говорится о знакомых ему предметах, игрушках, явлениях, которые он постоянно видит, наблюдает в окружающем. Взрослый может рассказывать, напоминать о прошедших событиях. Ребенок легко вспоминает, особенно если события были для него интересны. В разговоре о предстоящих делах он активен, сам ориентируется в том, что делает, понимает, о чем воспитатель говорит.
Таким образом, расширяются возможности словесного общения не только ребенка со взрослыми, но и между детьми. Интерес у детей друг к другу, к деятельности товарищей становится более устойчивым. Дети способны подражать друг другу, выражать действенное сочувствие, оказывать помощь. Но возможности тормозить свои желания, согласовывать действия и тем более договариваться с товарищами еще очень невелики.
Взаимоотношения детей требуют активного вмешательства воспитателя. Даже если воспитатель сумеет убедить, что вместе можно играть интересно (кукла одного ребенка приходит в гости к кукле другого и т. п., коллективные игры непродолжительны. Преобладают игры рядом. Появляется большая возможность словесного воздействия на поведение ребенка — направлять его действия, внимание, эмоции.
Ребенок приобретает большую по сравнению с предыдущим возрастом самостоятельность, появляется стремление выполнять те или иные действия без помощи взрослых.
К началу третьего года дети в своих играх способны передавать несложный сюжет, воспроизводить в нем свой жизненный опыт или то, что непосредственно наблюдают. Изображая в игре виденное в жизни, они способны фантазировать, изменяя ход событий, выражая этим свое отношение к ним.
Под влиянием обучающего воздействия воспитателя они приобретают умение сравнивать наблюдаемые предметы, обобщать их по сходным признакам, устанавливать простейшие связи между ними. У детей начинает появляться собственный замысел, который, правда, они не всегда могут осуществить самостоятельно. При целенаправленном руководстве дети к трем годам способны к элементарному планированию своих действий, у них появляется желание добиться лучшего результата.
Основные направления в развитии детей двухлетнего и трёхлетнего возраста не отличаются от направлений в развитии детей дошкольного возраста - это физическое, речевое, познавательное, социально-нравственное, эстетическое развитие, а так же развитие сенсорных способностей.
Каждое из направлений создаёт базу, основу для каждого нового возрастного этапа и, следовательно, для всестороннего развития личности. При этом учитывается возраст детей, темпы развития каждого и в соответствии с этим изменяется содержание деятельности, усложняются методы и приёмы.
В книге «Дети раннего возраста в дошкольном учреждении» К. Л. Печора и др. пишут, что ". у детей раннего возраста в коре головного мозга много так называемого незанятого поля, поэтому путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как воспроизведение, умение смотреть, слушать, сравнивать, различать, сопоставлять. Это благоприятствует более ускоренному развитию у них аналитико-синтетических процессов, наглядно-образного, наглядно-действенного мышления, а также способностей к комбинированию, преобразованию, импровизации, сочинительству» .