Светлана Отраднова
Особенности проявления застенчивости в дошкольном возрасте и меры профилактики
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Происхождение этой особенности, как у большинства других внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство. Наблюдения показали, что застенчивость появляется у многих детей уже в трех-четырехлетнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Вместе с тем выраженность застенчивости претерпевает изменения на протяжении дошкольного периода. Слабее всего она проявляется в младшем дошкольном возрасте, резко возрастает на пятом году жизни и сокращается к семи годам. Поэтому очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.
Публикация «Особенности проявления застенчивости в дошкольном возрасте и меры профилактики» размещена в разделах
Ключевые слова: младший дошкольный возраст, застенчивость, замкнутость.
Застенчивость как устойчивая особенность выступает в поведении ребенка достаточно рано. Возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни [1]. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутки, ироническое отношение в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрения взрослого.
Проявлениям застенчивости в детском возрасте было посвящено немало исследований (Алексеева А. В., Гаспарова Г. А., Запорожец А. В., Кряжева Н. Л., Лабунская В. А., Шишова Т. Л.). Нередко ее предпосылки отчетливо прослеживаются уже в раннем возрасте, а в младшем дошкольном эти качества уже во многом определяют поведение ребенка.
Отношение к себе у застенчивых детей младшего дошкольного возраста, считает В. В. Мироненко, характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я [2].
Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. Он имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.
Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.
У застенчивого ребенка младшего дошкольного возраста особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия».
Иногда застенчивого ребёнка могут называть замкнутым, считая эти понятия одинаковыми, но между ними есть разница.
Замкнутый ребёнок не имеет мотива к общению, у него нет желания (мотива)общаться с людьми, нет навыков общения. Застенчивый ребёнок чаще всего имеет мотив, желание общаться, но либо не имеет средств и навыков общения, либо не может по каким-то причинам (низкая самооценка, боязнь наказания и т. д.).
Застенчивость как психическое явление может быть относительно кратковременным психическим процессом, продолжающимся недлительное время (минуты, подобное состояние может быть присуще любому человеку, даже тому, для которого застенчивость не свойственна. Застенчивость может быть более длительным явлением (измеряющимся днями, но также преходящим психическим состоянием, вызванным неблагоприятными условиями. И наконец, застенчивость может быть стойким качеством личности, даже чертой характера в дошкольном возрасте.
Проведенные исследования Г. А. Широковой, Е. Г. Жадько позволяют выделить две категории детей, которым свойственно проявление застенчивости [3].
К первой категории можно отнести детей с ранним проявлением застенчивости. Дети, входящие в эту группу, находились в дошкольных учреждениях с раннего возраста. В поведении и общении детей данной категории в первую очередь обращают на себя внимание робость, молчаливость, стеснительность, что затрудняет вступление ими в контакт с кем-либо. В раннем детстве эти дети трудно привыкали к незнакомым лицам, плакали, если с ними вступал в общение незнакомый человек. Спокойно играли одни, не настаивали, чтобы их взяли на руки. В период 3-4 лет эти дети характеризовались как очень необщительные, стеснительные, не отвечающие на обращение к ним. Родители отмечали, что дома дети этой группы не отличались молчаливостью, с родными разговаривают охотно, но с раннего детства избегают общения с посторонними. Родители и педагоги отмечают трудности во вступлении в контакт с окружающими людьми среди детей данной группы. Причем эти трудности не исчезают с возрастом, на что рассчитывают многие родители; и даже наоборот, в более старшем возрасте дети испытывают большую скованность, неловкость, а поэтому не стремятся вступать в общение.
Во второй категории детей проявление застенчивости наступает в более старшем возрасте. Дети, входящие в эту группу, воспитываются в детских учреждениях с 3-4 лет. До этого они воспитывались дома. Родители не замечали каких-либо проявлений застенчивости, хотя при вступлении в общение с незнакомыми людьми, ребенок иногда чувствовал себя скованно. При поступлении в детские сады отрицательных проявлений также не наблюдалось. Эти дети характеризовались воспитателями как скромные и дисциплинированные. Они лишь немного более нуждались в помощи, внимании, приветливом тоне общения.
Е. Е. Алексеева приводит следующую классификацию форм проявления застенчивости [4].
У одних детей проявления застенчивости заметны только в определенных ситуациях, например, только с незнакомыми людьми или только на занятиях. Другие дети характеризуются признаками застенчивости во всех ситуациях, в которых они оказываются. Но тем и другим присущи постоянные проявления, они стали характерными для их поведения. Такие проявления можно заранее предвидеть у детей, ожидать их в определенных ситуациях. Автор называет их «постоянными проявлениями».
По мнению Е. Е Алексеевой, родителям застенчивых детей необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Нужно учитывать имеющиеся возможности ребенка, его реальный потенциал. Нельзя заставлять его выходить на сцену и громко читать стихотворение – это пока ему не под силу. Возможно, он справится с этой задачей. Но сейчас его выполнение требует слишком много усилий и, возможно, приведет к стрессу, который ухудшит состояние ребенка.
2. Обязательно надо давать застенчивым детям посильные поручения и задания. Полезно просить их что-либо выполнить для конкретного человека. Это поможет развернуть вектор от эгоцентричности, направленности на свои проблемы (что свойственно застенчивым) на окружающий мир. И нужно непременно хвалить за успехи.
3. Застенчивым детям трудно общаться с большим количеством людей, поэтому лучше давать им общие поручения или коллективные задачи с 1-2 детьми. А затем постепенно расширять круг общения.
4. Нужно адекватно оценивать поступки ребенка: хвалить за достижения и наказывать за нарушения. Часто застенчивых детей жалеют, проявляют снисходительность к ним. Но если ребенок привыкает к этому, у него могут сформироваться демонстративные черты характера, что, скорее всего, усилит социальную дезадаптацию. В то же время очень важно внимательно и тщательно подбирать методы наказания, поскольку эти дети очень ранимы, чувствительны и восприимчивы. Осуждение и критические замечания не следует высказывать публично, тогда как похвалить ребенка лучше при всех.
5. Полезно чаще называть ребенка по имени, говоря мягко, поскольку имя – это образ личности, своего «Я». Важно также стимулировать других детей называть скромного ребенка по имени, учить и побуждать его обращаться к сверстникам по имени.
6. Необходимо формировать адекватную самооценку ребенка, его реальное представление о себе. Для этого нужно помогать ему осознать свои возможности и реализовать свой потенциал; найти сферу, где он мог бы проявить себя, стать лидером; научить демонстрировать свои достижения (дети, которые прекрасно рисуют или поют, но застенчивость мешает им показать окружению свои таланты) [4].
Таким образом, застенчивые дети считают себя менее привлекательными, менее умными, слабыми, то есть воспринимают себя как «менее популярных», чем не застенчивые дети. Это говорит о том, что они чувствуют себя не соответствующим неким стандартам. Потому, что их собственные стандарты нереалистично завышены. Они сами выступают для себя злейшими критиками.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно выделить следующие проблемы, которые испытывают застенчивые дети дошкольного возраста :
1. Трудность адаптационного процесса в незнакомой обстановке. Сама мысль о том, что нужно будет общаться с незнакомыми людьми, знакомиться с детьми для них невыносима.
2. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складывающуюся у него потребностно - мотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся коммуникативные потребности.
3. Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Различий по этому параметру у застенчивых и незастенчивых детей не зафиксировано. Нередко застен-чивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ровесники. Застенчивый ребенок может блестяще выполнить задание и при этом не сказать ни слова, когда его спросят. Он промолчит, когда требуется ответить на вопрос педагога, хоть прекрасно знает ответ. И педагогом, и детьми это молчание будет расценено как незнание. Если так будет продолжаться, педагог может счесть ребенка труднообучаемым.
4. Тревога о своем «Я» часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно - мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия».
Таким образом, застенчивость в младшем дошкольном возрасте имеет разнообразные формы и признаки проявления : у одних детей она носит устойчивый (постоянный) характер проявления во всех видах деятельности ребенка (на занятиях, в играх и общении с другими детьми и взрослыми, у других детей отмечается появление застенчивости только в определенных ситуациях. Исходя из того, что застенчивость является педагогической проблемой и затрудняет развитие коммуникативных навыков у детей, необходима специальная работа педагога и психолога по ее преодолению, начиная со среднего дошкольного возраста. При разработке коррекционной программы для ее более эффективного воздействия на ребенка необходимо принимать во внимание те причины, по которым у ребенка возникла застенчивость.
Список литературы:
1. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) / Ф. Зимбардо. – СПб. : Питер Пресс, 2006. – 256 с.
2. Популярная психология: Хрестоматия / В. В. Мироненко. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.
3. Практикум для детского психолога – Изд. 5-е. / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 314 с.
4. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева. – СПб. : Речь, 2007. – 224 с.