Алла Французова
Особенности профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка, т. е. введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка – дошкольника. Поэтому в современном обществе предъявляются серьезные требования к воспитателю, к уровню его профессиональной компетентности.
Публикация «Особенности профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
Для определения содержания профессиональной компетентности воспитателя ДОУ, проведем анализ понятий, выделенных исследователями. Профессиональная компетентность – это :
круг вопросов, в которых кто – нибудь хорошо осведомлен, полностью отвечающий требованиям данного производства, данной области деятельности (С. И. Ожегов);
способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетенции задачи (Д. С. Савельев);
сумма знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом и необходимых для его успешной деятельности (А. П. Акимов);
интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально – нравственную позицию личности (А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков);
формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования (Б. С. Гершунский).
Таким образом, можно констатировать, что профессиональная компетентность – это сумма полученных знаний, накопленного опыта и сформированных навыков, позволяющих человеку (педагогу) быстро решать поставленные задачи в профессиональной области.
Для уточнения содержания профессиональной компетентности воспитателя проанализируем документ «Профессиональный стандарт педагога», в котором перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на в дошкольном образовательном учреждении. Согласно этому проекту современный педагог дошкольного образования должен:
знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве, особенности становления и развития детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте;
уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями;
участвовать в создании психологически безопасной, современной и комфортной образовательной, развивающей среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации;
владеть ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Перечисленные знания и умения педагога позволяют сделать вывод, что профессиональная компетентность воспитателя это - способность эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, основанная на научном образовании и эмоционально – ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.
Мы можем предположить, что повышению профессиональной компетентности воспитателя в условиях ФГОС ДО может способствовать методическая работа, в которую погружается каждый педагог. Одной из форм такой работы является педагогический совет, на котором обсуждаются вопросы образовательной работы с детьми, внедрение в работу коллектива новых современных технологий, достижений в науке и педагогической практике. Одна из эффективных форм общения педагогов конференция – позволяет поставить всех воспитателей в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Самой эффективной формой методической работы остаются семинары, семинары – практикумы и мастер –классы на которых совершенствуются умения педагогов, происходит обмен накопленным педагогическим опытом.
Погружение педагогов в методическую работу, постоянный поиск эффективных и современных технологий, поможет обеспечить повышение профессиональной компетентности воспитателя, так как закрепляет самостоятельно полученные в практической или аналитической работе знания, сформирует необходимые для профессиональной деятельности знания и умения.