Галина Муравлёва
Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель Муравлёва Галина Алексеевна
Одним из требований к реализации основной образовательной программы является условие взаимодействия с родителями по вопросам образования ребёнка.
Хочу отметить, что родителям заниматься образованием ребёнка весьма непросто, и безоглядной любви к нему для этого недостаточно. Человек, занимающийся образованием маленького ребёнка, должен действовать в двух направлениях. С одной стороны, он должен с пониманием и уважением относится к его поступкам, а с другой – он должен стремиться изменить его и развить у него различные, порой совершенно противоположные личностные качества. Есть и другие причины, которые затрудняют образование ребёнка в семье : современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Конечно же, недостаток времени у родителей - очень существенный фактор. При кажущейся незамысловатости активности маленького ребёнка, подготовка к целенаправленным занятиям с ним требует немало времени. Указанные особенности семейного воспитания ребёнка приводят к тому, что регулярная образовательная деятельность в семье не осуществляется, а существует в форме эпизодического осуществления различных проектов, время и усилия на выполнение которых в семье уделяются по «остаточному принципу».
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Основные задачи своей работы я вижу в следующем:
-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-объединить усилия для развития и воспитания детей;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию в семье, настроение мамы или папы. Здесь пригодится не только педагогическое умение воспитателя, но и человеческие качества - успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди образованные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь (где-то привлечь психолога).
4. Соблюдение субординации. Педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не должно позволить воспитателю опуститься до панибратства, фамильярности. Должна соблюдаться субординация родитель – педагог.
5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Что значит «открытость»? Придать дошкольному учреждению "открытость внутри" значит создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, конкурсе, поучаствовать в различных видах деятельности. В условиях «открытого» детского сада родители имеют возможность посещать открытые занятия, понаблюдать, как их ребенок общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: «не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома?». "Запускается" рефлексивная деятельность: «все ли я делаю правильно?»
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии, взаимоподдержке при условии «открытости» как родителей (семьи) так и детского сада.
Список литературы:
1. Дронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013Г. Регистрационный № 30384.
3. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями. – М. : Мозаика – Синтез, 2007 -2010.