Далова Октябрина Хадисовна
Особенности продуктивной деятельности для детей с РАС дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Сущность игры многозначна; она способствует общему развитию личности в различных аспектах. Игровая деятельность заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направлена на познание окружающей действительности, усвоение социальных связей и отношений.
Одна из главных проблем, характеризующих детей с аутизмом - это недостаток способности и интереса для вовлечения в игровую деятельность. Их игра с игрушками и другими объектами нецеленаправленна и часто необычна. Они, в большинстве случаев, демонстрируют отсутствие интереса во взаимодействии и игре с другими детьми. Некоторые дети с аутизмом могут проводить час за часом, выполняя монотонные и повторяющиеся действия. Это создает большие трудности в том случае, когда другие пытаются вовлечь их в осмысленную игровую деятельность.
Публикация «Особенности продуктивной деятельности для детей с РАС дошкольного возраста» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Несмотря на это, ребенок с аутизмом может научиться играть и даже получать удовольствие, принимая участие в игровой деятельности с другими людьми. Игра может открыть новые пути развития для аутичных детей.
Развитие игровой деятельности тесно связано с развитием коммуникации. Дети с аутизмом не общаются, как другие дети. Они нуждаются в обучении стратегиям общения. Игра - наиболее эффективный путь для развития социального взаимодействия и коммуникации аутичных детей. Игровая деятельность включает взаимодействие между двумя и более людьми. Игру легче начинать, как взаимодействие между одним ребенком и одним взрослым, затем необходимо помочь 2-м детям установить контакт и взаимодействие между собой, и, наконец, с помощью игры объединить детей в группу таким образом, чтобы у них возникло ощущение связанности друг с другом. При этом роль взрослого в процессе игры должна постепенно уменьшаться. Идеальной может считаться модель, при которой ребенок сам способен спланировать и организовать игру с другими детьми.
Навыки игры часто считаются далеко не самыми приоритетными, и они регулярно оказываются в самом конце списка важных навыков, которым нужно учить ребенка с аутизмом, тем не менее, следует делать акцент на том, что нужно учить ребенка играть. Игровые навыки влияют на различные ситуации обучения, и если ребенок не умеет играть, то ему будет труднее установить социальные связи со сверстниками. Это связано с тем, что большинство случаев коммуникации и социального взаимодействия между детьми связаны с игрой. Отсутствие навыков игры, соответствующих возрасту, может оказаться огромным социальным недостатком, а также может быть связано с трудностями в таких областях как умение делиться/договариваться, навыки самостоятельного досуга, умение делать что-то по очереди, правила хорошего тона и так далее. Маленькие дети учатся этим базовым концепциям благодаря сложным играм.
Формирование игровой деятельности у детей с РАС.
· Часто играют в игры, характерные для детей более младшего возраста.
· «Застревают» на определенных играх.
· Игровое взаимодействие затруднено. Часто не «впускают» взрослого в свою игру и не принимают игру, предлагаемую взрослыми.
· Не могут полноценно играть со сверстниками.
Таким образом, развивающий эффект игры ослаблен.
Ребенок с РАС находится в зоне эмоционального комфорта во время аутостимуляций или стереотипной игры. Когда мы играем вместе с ним его игра развивается и приобретает творческий характер. В это время он находится в зоне физиологического стресса. Вместе с тем это зона развития. Возможности ребенка с РАС ограничены, он легко истощается и попадает в зону патологического стресса. Тогда наблюдаются негативные поведенческие проявления – крик, истерики и др. Роль взрослого – аккуратно поддерживать ребенка в зоне развития, расширяя и развивая его игру.
Существует основная иерархия игровых навыков, соответствующая разным стадиям развития:
Игра в одиночестве - играет с игрушкой при условии, что рядом никого нет, и никто не пытается с ним общаться. Если кто-то садится рядом, то он отворачивается от этого человека или отодвигается. Если кто-то еще прикасается к его игрушке, он встает и уходит.
Параллельная игра - играет с игрушкой в непосредственной близости от других детей или взрослых, иногда он наблюдает за тем, как другие дети играют со своими игрушками. По большей части внимание сосредоточено на его собственной игрушке, он не взаимодействует с ровесниками или взрослыми.
Интерактивная игра - может делить игрушку с ровесником или взрослым и умеет играть по очереди. Это может включать передачу игрушки друг другу или имитацию игры друг друга. При этом может играть молча, избегая зрительного контакта с другим человеком.
Сотрудничающая игра - играет и взаимодействует с другим человеком во время игры с разными игрушками или с одной общей игрушкой. При этом смотрит на другого человека и поддерживает зрительный контакт. Это может включать строительство башни из кубиков вместе или совместный сбор головоломки-паззла.
Сюжетно-ролевая игра - участвует в воображаемой игре (один или с другими людьми, в которой есть элементы «понарошку». Это включает утешение куклы, которая как будто плачет, приготовление воображаемой еды из пластилина, переодевание (игра в переодевание должна включать понимание определенного персонажа, например, надевание каски, чтобы притвориться пожарным).
Игра на основе правил - играет в очень социальные и соревновательные игры с другими людьми, включая спортивные, настольные, карточные и компьютерные игры. Также может играть с другими детьми в игры, придуманные на ходу, и может соблюдать правила, даже если они постоянно меняются.
Во время обучения игровым навыкам ребенка с аутизмом полезно сразу разработать план работы. Обучение навыкам игры полностью аналогично любым другим навыкам, которым следует учить ребенка. Нужно выделить маленькие и конкретные цели, определить, как будет измеряться прогресс и включить в задание поощрение.
Совместная игра со взрослым способствует развитию :
· Устойчивого слухового, зрительного внимания.
· Разделенного внимания (Эмоциональный контакт со взрослым)
· Объединенного внимания (Может распределять внимание на взрослого и на предмет вокруг которого взаимодействуют)
· Самовосприятия. (восприятие своего тела, схемы тела, образа себя).
· Речи.
· Регуляции поведения. Возможности действовать по инструкции взрослого.
· Имитации действий, движений и речи взрослого.
· Познавательного интереса, интереса к занятиям.
· В игре ребенок эмоционально «заряжается» от взрослого а не от своих аутостимуляций.
Совместные игры подготавливают ребенка к дальнейшим занятиям в группе, занятиям с логопедом, дефектологом.
Принципы игрового взаимодействия:
· Развитие через интересы и активность ребенка.
· Поддерживающие, принимающие отношения. Отсутствие критики со стороны взрослого.
· Свобода входа и выхода из игры. Наша задача создавать интересные события.
· Принцип удовольствия.
· Игра в зоне комфорта и в развивающей зоне. Важно остановиться до того как ребенок истощился.
· Учет темпа ребенка. Взрослый действует, говорит в том же темпе, что и ребенок.
· Ребенку предоставляется возможность закончить значимое для него дело (действие, игру).
· Взрослый постепенно передает инициативу в игре ребенку.
Приемы развивающего воздействия в игре:
· Пауза – помогает избежать истощения, стимулирует активность ребенка.
· Повторяющиеся действия. Помогают сосредоточиться на игре.
· Внесение речи в игру. Комментируем простыми словами. Связываем действие и слово. Режим диалога – ждем ответа от ребенка. Если у ребенка есть речевые проблемы, повторяем его речевые реакции, стимулируем речевую активность.
· Предоставляем выбор, это способствует развитию коммуникативных навыков, игровой инициативы.
· Ожидание. Учим в игре ждать. (Счет, ждем окончания стишка и т. п).
· Игнорируем нежелательное поведение и закрепляем желательное (с помощью поощрения, внимания, эмоций, описываем действия ребенка.
· Имитируем действия ребенка, присоединяемся к его занятию.
Коррекционная работа по развитию игровой деятельности в группе может проводится по нескольким направлениям:
Имитация и отражение
В возрасте шести месяцев, неаутичные дети уже имеют представление о том, что их действия могут быть имитированы другими людьми. Когда ребенок впервые начинает играть, это проявляется в обмене эмоциями и жестами с близкими взрослыми. Это называется отражением. Некоторые дети с аутизмом имеют трудности реализации связи между их собственным поведением и поведением других людей. Поэтому у них возникают специфические проблемы, связанные с имитацией (подражанием) и отражением. В связи с этим, важно сосредоточиться на этой сфере. Примером имитационной игры может служить игра с куклами. В этом случае взрослый производит какие-либо действия с куклой, а ребенок имитирует их и наоборот.
Параллельная игра и игровой диалог
Приблизительно в возрасте восемнадцати месяцев неаутичные дети начинают использовать параллельную игру. В показателях нормального развития, параллельная игра - это фаза, на которой ребенок все еще не способен вовлекаться в текущий диалог с детьми этого же возраста. Тем не менее, он явно заинтересован в своем равенстве и играх рядом с другими детьми, что является индикатором потребности в установлении социального контакта.
При фокусировке на параллельной игре, при создании простых игровых последовательностей устанавливается социальное взаимодействие между ребенком и взрослым, а также между двумя детьми. Яркий пример параллельной игры - когда дети вместе играют в песочнице, но при этом каждый предоставлен сам себе и играет с формочками и лопаткой независимо друг от друга.
Игры с переходами ходов
Когда вы играете, важно чтобы вы были способны передавать ходы. Это означает знание того, когда делать ход в процессе деятельности и сознавать, что у каждого игрока должен быть свой собственный ход.
Ребенок с аутизмом не передает ходы естественным способом во время взаимодействия и нуждается в том, чтобы ему помогли обучиться этому. Примером игры с переходом ходов может служить катание машинки от одного человека к другому.
Игры с правилами
У людей с аутизмом - снижена способность к пониманию правил социального взаимодействия. Эти правила известны, как "социальные нормы поведения", которые неаутичные люди приобретают через взаимодействие с другими людьми (социальный аспект). Игры с правилами помогают ребенку с аутизмом лучше понять и осознать социальный аспект.
Важно помнить, что правила игры должны усложняться постепенно, в противном случае ребенок может оказаться в ситуации замешательства, что окажет негативное влияние на эмоциональную сферу ребенка и приведет к потере интереса.
Групповые игры
Для аутичных детей этот вид игры очень сложен, они спонтанно не включаются в групповые игры с другими людьми, поскольку это подразумевает высокий уровень социального взаимодействия и коммуникации. В процессе целенаправленной коррекционной работы у аутистов возникает чувство связанности друг с другом, что позволяет им контактировать, общаться и играть между собой в группе. Однако, они всегда будут нуждаться в координирующей помощи и поддержке со стороны взрослого человека, в его отсутствии игра не будет иметь успеха.
Таким образом, развивая игровую деятельность аутичного ребенка, можно преодолеть проблемы в сферах коммуникации и социального взаимодействия. Важно быть последовательными при развитии игровой деятельности и сознавать принципы управления игрой, тогда это приведет к высоким результатам.
Необходимо помнить: когда ребенок играет, нужно остерегаться давления или требований, которые сдерживают его - игра должна быть игрой, а не обучением.
Вот несколько общих рекомендаций по обучению игровым навыкам:
— Как правило, проще всего учить навыкам игры со взрослым и только потом привлекать ровесников. Взрослые более предсказуемые и менее требовательные, чем дети, именно по этой причине детям с аутизмом проще играть и общаться с взрослыми, но они избегают, бьют или отказываются играть с другими детьми.
— Проще всего начинать обучение игровым навыкам с простыми игрушками с причиной и следствием, например, с электронным пианино или с чертиком в коробке. Избегайте слишком сложных игрушек, а также игрушек, требующих воображения или работы, например, паззлов, фигурок, кукол или пластилина. Если у ребенка нет игровых навыков, а вы вручите ему пластилин, то, скорее всего, он попытается его съесть.
— Многие люди не понимают этого, но обязательным условием для развития игровых навыков являются хорошие навыки имитации. Ребенок, который готовит воображаемый обед или утешает «плачущую» куклу — это ребенок, который, скорее всего, наблюдал похожие действия у других людей и теперь имитирует их.
— Во время обучения игровым навыкам вам нужно моделировать проявления счастья и радости. Ребенок наблюдает не только за навыками игры, но и за вашим лицом, тоном голоса и манерами. Добавьте звуковые эффекты, хлопайте в ладоши, смейтесь, улыбайтесь, говорите смешным голосом, кричите и скандируйте, когда играете с ребенком.
— Очень важно минимизировать проблемное поведение во время игры. Проведите функциональный анализ поведения, чтобы определить функцию проблемного поведения и разработайте поведенческий план. Сведите такое поведение к минимуму, прежде чем пробовать игру со сверстниками.
— Говорите с ребенком во время игры. Типичные дети обычно говорят, когда они играют (даже когда они играют одни, в то время как дети с аутизмом обычно этого не делают.
— Самое главное — сессии игры должны быть ВЕСЕЛЫМИ, они должны мотивировать ребенка.