Евгения Матвеева
Особенности представлений о временах года у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассматриваются особенности представлений детей с задержкой психического развития (ЗПР) об окружающем мире, дается их характеристика. Представлены факторы, влияющие на формирование представлений о природе, о временах года. Уточнены особенности представлений о временах года у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Публикация «Особенности представлений о временах года у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Ключевые слова: задержка психического развития, представления об окружающем мире, представления о временах года, представления детей с ЗПР о природе, представления детей с ЗПР о временах года.
Дошкольный период – это период активного познания окружающего мира, человеческих отношений, период осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Именно дошкольный возраст обеспечивает фундамент для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Большую роль в психофизическом развитии детей играют взрослые : родители и педагоги дошкольного образования. [1, 2]. На формирование образа мира влияет ряд факторов, в частности задержка психического развития.
Дети с задержкой психического развития – одна из наиболее многочисленных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, которая чрезвычайно неоднородна по этиологии, патогенезу и степени выраженности, что в свою очередь влияет на формирование представлений об окружающем мире. Особенности данной категории детей, своеобразие их представлений о природном окружении занимались такие исследователи, как Т. А. Власова, М. В. Ипполитова, З. И. Калмыкова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. А. Менчинская, Н. А. Никашина, М. С. Певзнер, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.
В научных исследованиях отмечается, что особенности познавательной и эмоционально-личностной сферы при ЗПР влияют на то, что у детей формируется картина окружающего мира фрагментарно, неполно. Обучение и воспитание без создания специальных условий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, в дальнейшем способствуют школьной неуспеваемости детей с ЗПР. Ограниченный запас представлений об окружающем мире, бедный словарный запас, задержка в формировании познавательных процессов затрудняют процесс формирования целостной картины мира [3].
С. Г. Шевченко считает, что к старшему дошкольному возрасту дети с ЗПР отличаются от детей с нормальным развитием ограниченностью представлений о предметах и явлениях природного окружения. Отличительной особенностью детей с ЗПР является то, что они плохо осведомлены даже о тех природных явлениях, которые им приходиться наблюдать неоднократно в повседневной жизни. Данные особенности определены, в первую очередь, задержкой в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, речи [4].
Представления о живой и неживой природе у детей с ЗПР отличаются фрагментарностью. Дети не дифференцируют понятия «время года» и «месяц», затрудняются в перечислении отличительных признаков времен года, не умеют дать полный рассказ о них. При рассказывании по картинке могут отличить одно время года от другого, но описание признаков ограничено, в то время как нормально развивающиеся сверстники дают более полную характеристику. Особенно ярко это проявляется при сравнении весны и осени. Более точную характеристику дети дают таким временам года, как зима и лето. Особенно полно у детей сформированы представления о зиме, так как проживание в районе Севера дает возможность детям наглядно видеть проявления холодного климата.
Дети с ЗПР испытывают значительные затруднения при объяснении причинно-следственных связей в живой и неживой природе. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок они не видят влияния погодных условий на поведение животных, способы их приспособления к среде обитания. Составление рассказа затруднено вследствие ограниченности словарного запаса о временах года, их отличительных особенностях, влиянии природных условий на жизнь человека, животных и растений. Дети составляют описание времени года поверхностно, характеристика включает только один-два признака, как правило, внешних.
Особенности развития мышления детей с ЗПР отражаются на их умении выполнять мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения, классификации при описании явлений, которые характерны для того или иного времени года. Например, при описании они могут нарушать последовательность событий, затрудняться в сравнении предметов, выделении их сходных и отличительных качеств. Распространенной ошибкой у детей с ЗПР является перенесение признака, принадлежащего части объекта, на весь объект, что свидетельствует о несформированности операции анализа.
Таким образом, у детей дошкольного возраста с ЗПР, представления о временах года поверхностны, картина окружающего мира является неполной, поверхностной. Фрагментарность картины окружающего мира у детей с ЗПР можно определить как «осколки», которые могут быть не связаны между собой. Недостаточный опыт познавательной деятельности, задержка в развитии познавательных процессов затрудняет построение собственной картины мира с опорой на имеющиеся знания. Стихийное освоение окружающего мира детьми с ЗПР затруднено, а иногда и невозможно, поэтому им нужна планомерная, систематическая и целенаправленная помощь специалистов.
Список использованной литературы
1. Vasilyeva V.S. Tutoring in a family raising an infant with special health needs [Electronic source] / V. S. Vasilyeva, L. A. Druzhinina, L. M. Lapshina, L. B. Osipova, E. V. Reznikova // Espacios : Education. 2018. Vol. 39 (# 02). P. 32.
2. Васильева В. С. Современные подходы к формированию коммуникативной компетенции педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями // В сборнике: «Особые дети в обществе». Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. Под редакцией О. Г. Приходько, И. Л. Соловьёвой. 2015. С. 29-33.
3. Шарафутдинова Ю. И. Формирование образа мира в норме и при ЗПР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 706-710.
4. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. М. : Школьная Пресса, 2005. 80 с.