ЕШКЕЕВА Елена
Особенности познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательные процессы входят как основная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность [4]. В реальном познании все когнитивные процессы объединены, взаимообусловлены, действуют как части механизма, который обеспечивает адаптацию человека к изменениям в окружающей среде [5]. Развитие познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности.
Публикация «Особенности познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Интеллектуальные способности, согласно Г. Ю. Айзенку, это «свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях решения задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания» [1, с. 22]. В младшем дошкольном возрасте активно развиваются специальные, индивидуально-психологические способности, прежде всего художественные. У ребенка проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики, зарождаются литературные способности, проявляющиеся в сочинении сказок, стихов, считалок, дразнилок. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Существуют следующие виды познавательных процессов [3], развивающие детей младшего дошкольного возраста : внимание, восприятие, память, воображение, речь, мышление. Внимание в психологии понимают как направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах. С развитием же произвольного внимания дети в силах направить свое сознание и удерживать его довольно долго на определенных явлениях, объектах, пока есть интерес. Дети учатся управлять своим вниманием, но в силу возраста по требованию взрослого им еще трудно переключиться с интересного объекта на заданный. Позже, младшие дошкольники могут распределять внимание и действовать с несколькими предметами [2]. В 3 года идёт развитие первоначальной формы произвольного внимания; распределение между 2 предметами или действиями практически недоступно. В 4 года, наконец, появляется полноценная способность направлять собственное внимание на конкретный предмет или деятельность по указанию взрослого, по его инструкции. Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут. Восприятие является ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста. Восприятие это психический процесс целостного отражения человеком предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, с учетом предыдущего опыта. Активному развитию восприятия способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, просмотр фильмов, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и познается воспринятая информация. Младший дошкольник узнает, выделяет уникальные свойства объектов, их особенности, назначение. Активно развиваясь, восприятие позволяет детям узнавать интересующие их предметы, выяснять существующие связи. Память это процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком информации, составляющей его опыт. Данные процессы называются мнемическими (от греческого «мнемон» – помнящий). Мозг человека может образовывать временные нервные связи, закреплять и возобновлять следы прошлых впечатлений. Память является отражением тех или иных предметов и явлений, когда они уже не оказывают непосредственного воздействия на органы чувств. От уровня развития памяти зависит успешность поведения и различных видов деятельности человека. Регулярное использование памяти способствует сохранению накопленного опыта, а неиспользование – его забыванию. Элементы произвольности памяти приобретаются в 4 года. Образная память долгое время является преимущественной для дошкольника. Познавательные процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на ее развитие. С развитием интеллектуальной сферы развивается словесная память. Двигательная память дошкольника значительно развивается благодаря сформированному зрительному образу. Роль взрослого в качестве образца по мере усвоения движений уменьшается, и дети сравнивают движения уже со своими личными идеальными представлениями [6]. В младшем дошкольном возрасте ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам [2]. Воображение как психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем установления новых связей, воссоздает образы, соответствующие описанию объекта, создает образы будущего результата деятельности, обеспечивает разработку ее стратегии в неопределенных проблемных ситуациях. Оно является основой творчества. Процесс развития воображения проходит у младших дошкольников в 2 этапа. Сначала оно носит непроизвольный характер, представления возникают спонтанно. На втором этапе возникают активные формы воображения, появляется произвольность процесса. Первоначально представления возникают по инициативе взрослого, затем ребенок вызывает их целенаправленно сам. Это находит отражение в играх, они приобретают сюжетный характер. Воображение дошкольника начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Перестраивается воображение, из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим [6]. Речь как это система звуковых сигналов, письменных знаков и символов, которые используются человеком для представления, переработки, хранения и передачи информации. Речь тесно связана с мышлением. Развитие речи у ребёнка в младшем дошкольном возрасте особенное и индивидуальное. Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Уровень мышления зависит от познавательной активности, формируемой средой. Используя продуктивные виды познавательной деятельности, воспитывающие взрослые оказывают непосредственное благотворное влияние на развитие мышления младшего дошкольника.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Айзенк Г. Ю. Понятия и определения интеллекта // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 22-24. 2. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М. : Просвещение, 2006. 288 с. 3. Кузнецова А. Я. Когнитивные исследования в образовании // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-6. С. 1324-1327. 4. Кузнецова А. Я. Философия образования в трудах исследователей ХХ-го века // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 4. С. 21-26. 5. Кузнецова А. Я. Функциональные основания современной философии образования // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 8. С. 85-86. 6. Психология детей дошкольного возраста : развитие познавательных процессов; под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М. : Просвещение, 2001. 140 с. 7. Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике // Дошкольное образование. 2016. № 5. С. 34-35.