Вера Александровна Павлова
Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе важнейшей социальной задачей является активизация познавательной деятельности детей, эффективное управление ее формированием и развитием, методическое, организационное и морально-психологическое обеспечение.
Понятие «познавательная активность» включает две составляющих: «активность» и «познавательность».
Активность – предмет исследования различных наук, естественных и общественных, каждая из которых исследует специфические для нее закономерности порождения, развития и динамику активности.
Публикация «Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Познавательная активность – важнейшая область общего феномена активности, предметом которой является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении к миру – в стремлении проникнуть в его мировоззрение, отражать в сознании существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательная активность может носить ситуативный, эпизодический характер, а может подниматься до стойкого личностного качества, т. е. в зависимости от системы отношений следует говорить о следующих ее видах:
1. Ситуативная активность, проявляющаяся в отдельных видах деятельности, в определенных условиях;
2. Интегральная активность как преобладающее качество, проявляющееся, несмотря на препятствия, как направленность личности.
Характерными чертами познавательной активности являются :
1. Многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям
2. Глубина, характеризующаяся не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений
3. Динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности
4. Действенность, которая выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметами и явлениями, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели
Возраст от 3 до 7 лет - сензитивный период развития познавательной активности личности детей в контексте функциональной готовности в период подготовки к школьному обучению.
Познавательная активность дошкольника рассматривается как качество личности, опосредующее отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всем многообразии ее проявлений.
В дошкольном возрасте у ребенка в норме чрезвычайно усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети-дошкольники проходят через всем известный период «почемучек». Их интересует уже не только внешний вид и назначение предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в из основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности.
По сравнению с нормальными детьми с задержкой психического развития характеризуются снижением уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно такие дети несколько расторможены, многословны.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с задержкой психического развития сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушением внимания, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности в формировании сложных серийных движений и действий отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.
Т. В. Егорова (1973, А. Н. Цымбалюк (1974) пишут о характерных для детей с задержкой психического развития особенностях познавательной деятельности : дети избегают поисковой активности, не ставят вопросов ни перед собой, ни перед взрослыми; они удивляют окружающих своей несобранностью, невнимательностью; им трудно принять и тем более удержать задание, планировать предстоящую деятельность; у них нет готовности к волевым усилиям; нерешенная задача из не смущает; они не умеют правильно оценить результат своего труда. Работоспособность у этих детей, как правило, низкая, причем она падает тем быстрее, чем она больше нагрузка на интеллект. Механическая, однообразная работа их утомляет меньше.
При обучении недостаточность познавательной активности проявляется и в том, что эти дети не стремятся эффективно использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало предположительных суждений до начала решения задачи.
Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определенного взрослым. Об этом свидетельствуют поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, книг, путем общения с взрослым. Приступая к работе, дети часто проявляют нерешительность, задают вопросы, которые, как правило, касаются того, что уже сказано педагогом.
Для того чтобы развивать познавательную активность детей, необходимо предъявлять постоянно возрастающие требования к их умению наблюдать, увеличивать долю самостоятельности в ведении наблюдений, повышая требования к доказательности и обоснованности ответов.
Как же организовать познавательную деятельность дошкольника? Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает :
1. становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе
2. формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации
3. формирование специфических способов познавательной деятельности : навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления)
4. развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления
5. развитие восприятия
В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информирование об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Список литературы:
1. Бабкина Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология №6, 2003
2. Бобылева Л. Интерес к природе // Дошкольное воспитание №1, 2002
3. Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М. : АРКТИ, 2005
4. Лобанова Е. А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников : учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005
5. Лучич М. В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989
6. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М. : Мозаика-Синтез, 2006
7. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венера. – М., 1986