Татьяна Шошина
Особенности понимания этического компонента литературных текстов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное овладение языком и речью необходимо для становления личности ребенка, его воспитания и обучения, а, значит, и для его успешной социализации. Усвоение детьми морально-этических понятий является необходимым условием формирования полноценно развитой личности.
Благодаря освоению первых этических эталонов, ребенок-дошкольник способен осуществлять моральный выбор. Получая от микросоциума позитивные нравственные образцы и ценности, интериоризируя их через осознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственную культуру общества.
Публикация «Особенности понимания этического компонента литературных текстов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием» размещена в разделах
В настоящее время в научной литературе достаточно работ, отражающих различные аспекты морально-этического развития ребенка (Выготский Лев Семенович, Божович Лидия Ильинична, Смирнова Елена Олеговна, Овчарова Раиса Викторовна и др.).
Интересующий нас феномен «лексика, выражающая морально-этическое значение», ученые рассматривают в русле таких дисциплин как онтолингвистика, психолингвистика, когнитивная психология.
Авторы отмечают, что:
• мышление ребенка-дошкольника отличается образностью и конкретностью;
• он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения и выводы.
Этическая лексика относится к категории абстрактных понятий, представляющих определенную трудность в понимании и усвоении для детей дошкольного возраста.
Дети с речевой патологией используют в своей речи достаточное количество лексических единиц, но в силу специфики речевого развития, менее успешно и менее интенсивно усваивают этическую лексику, относящуюся к категории абстрактных понятий по сравнению со своими сверстниками без речевых нарушений, что создает негативные условия для их дальнейшего развития.
Учитывая возрастные особенности ребенка-дошкольника, отметим, что более понятны для ребенка сказки. Они в наибольшей степени являются тем доступным для понимания ребенком материалом, на основе которого происходит усвоение этических понятий и норм.
В связи с этим, было интересно узнать, в одинаковой ли степени предлагаемые детям литературные тексты способствуют пониманию, а, значит и усвоению лексики, выражающей морально – этическое значение и как это выражается в активной речи ребенка.
С этой целью было отобрано пять сказок из сборника Лопатиной А. А., Скребцовой М. В. «Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах сказках народов мира». Это сказки В. Сухомлинского «Для чего говорят спасибо», болгарская сказка «Осколки доброты», Е. Бехлеровой «Капустный лист», А. Неёловой «Тысячецвет» и Латышская сказка «Лесной Мишка и Проказница мышка».
Опрос проводился с помощью:
• анкетирование родителей по содержанию сказок
• опрос детей по содержанию сказок
• анализ ответов детей с целью изучения содержания этических понятий
Обработка речевой продукции родителей и детей проводилась с помощью компьютерной программы семантического анализа текста; приема SEO-анализа по методу Адвего.
Лексика в ответах детей была разделена на несколько категорий:
• этическая лексика – это лексические единицы, имеющие отношение к указанию на этическое содержание поступков или чувств;
• сюжетная лексика – лексика, использованная для передачи событий пересказа;
• рассуждения – лексические единицы, отражающие построение ребенком собственных суждений.
Применение программы семантического анализа текста показало, что дети с речевой патологией в своих ответах чаще используют лексику, которая отражает ход построения собственных суждений (надо, нельзя, всегда, если и т. д.) и в меньшей степени этическую лексику. Также было выявлено, что наиболее часто как родители так и дети использовали для передачи содержания смысла сказок такие лексические единицы, выражающие морально – этическое значение как доброта, благодарность, прощение, вежливость, помощь, дружба, добро.
Чтобы оценить степень усвоения этических понятий, выделенных из содержания сказок, детям предлагалось ответить на вопрос по каждому понятию: «Что такое «доброта», «благодарность», «прощение», «вежливость», «помощь», «дружба», «добро»?
Ответы детей были определены как соответствующие общепринятым определениям (их содержание в целом соответствует словарным определениям лексической единицы) и несоответствующие (содержание не имеет отношения к общепринятым, зафиксированным словарём, определениям).
Соответствующие общепринятым определениям ответы были разделены на несколько групп (объяснения значения слова, которые получили условные названия:
«Сверхобобщение» - определение понятия дается слишком общее; (ДОБРОТА – «это когда что-то хорошее». БЛАГОДАРНОСТЬ – «это очень любезно»).
«объяснение через однокоренное слово» - есть указание на однокоренное слово ( ДРУЖБА: "когда человек с кем-нибудь дружит").
«описание» - передача содержания не только через указание на однокоренное слово, но есть указание признаки понятия ( ДРУЖБА: "когда человек дружит с кем-нибудь, поможет в трудную минуту").
Результаты опроса показали, что при объяснении этических понятий дети с общим недоразвитием речи чаще дают ответы, которые полностью не раскрывают смысла содержания понятий (это ответы из категории «объяснение через однокоренное слово», причем эта тенденция характерна для объяснения большинства понятий.
Применение компьютерной программы семантического анализа текста позволило выявить, какие из использованных в исследовании сказок явились в наибольшей степени носителем этической информации для родителей и для детей.
По результатам опроса родителей именно сказка В. Сухомлинского «Для чего говорят спасибо» и сказка «Лесной Мишка и Проказница мышка» стали наиболее значимыми носителями этических понятий и, по их мнению, являются наиболее доступными детям для понимания и усвоения этического компонента из предложенных сказок.
Однако обработка результатов опроса детей позволила выявить иную тенденцию. Для детей наиболее понятными, а, значит, и наиболее доступными для понимания и усвоения этической лексики стали сказка Е. Бехлеровой «Капустный лист» и сказка А. Неёловой «Тысячецвет».
Использование этой программы помогает выявить специфику восприятия детьми этического содержания литературного произведения и
позволяет объективно подойти к проблеме отбора литературных текстов для успешного усвоения этической лексики, что позволит рекомендовать родителям конкретные литературные тексты для домашнего чтения ребенку.
Литература
1. Большой толковый словарь русского языка // https://www. gramota.ru/slovari/info/bts/
2. Залевская А. А. Психолингвистические проблемы семантики слова. Тверь, 1982.
3. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах сказках народов мира. М. : Амрита-Русь, 2008.
4. Овчарова Р. В., Мельникова Н. В. Нравственная сфера личности дошкольника. С. - П., 2008.
5. Палкин А. Д. Возрастная психолингвистика : Толковый словарь глазами детей. М. : НОУ МЭЛИ, 2004.
6. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М. : Аспект Пресс, 2005
7. Материал сайта: https://advego.ru/text/seoh