Мария Ермакова
Особенности подготовки детей с ОВЗ к театрализованной деятельности посредством комплексных развивающих занятий
Особенности подготовки детей с ОВЗ к театрализованной деятельности
посредством комплексных развивающих занятий.
Цель: расширение профессиональных компетенций слушателей в области подготовки детей с ОВЗ к участию в театрализованной деятельности.
Задачи:
- обозначить роль и значение театрализованной деятельности для развития детей с ОВЗ;
Публикация «Особенности подготовки детей с ОВЗ к театрализованной деятельности посредством комплексных развивающих занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- познакомить с методикой подготовки детей с ОВЗ к участию в театрализованной деятельности.
«Театр – это волшебный край,
в котором ребенок радуется,
играя, а в игре он познает мир»
С. И. Мерзлякова
Социальная среда требует от ребенка соответствия различным правилам и требованиям, которые часто оказываются непонятными или недоступными для «особых» детей и поэтому сложными в выполнении, что нередко негативно оценивается обществом. Создается напряжение между ребенком и средой, что заставляет его избегать общения. Театральная деятельность даёт ребёнку с особенностями развития возможность выйти за рамки сложившегося «социального сценария»и в формате игры примерить на себя другую социальную роль и тем самым изменить свое привычное поведение.
Поэтому театральная деятельность — ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ для «особого» ребё нка:
- осознать свои способности;
- расширить знания об окружающем мире;
- развивать память, внимание, навыки невербального общения, моторику, координацию движений, эмоционально-волевую сферу;
- активно взаимодействовать с окружающей средой через образ персонажа, что способствует развитию коммуникативных навыков и является шагом к успешной социализации и социальной адаптации.
В силу своих способностей приобщение к театру детей с ОВЗ начинается задолго до распределения ролей, репетиций, выхода на сцену. Моя первоначальная задача, как педагога – развить в «особых» детях интерес к театру и подготовить их к театрализованной деятельности с помощью комплекса развивающих занятий.
Коррекционная работа проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком. Контакт, прежде всего, устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребенка. Этот контакт должен вызывать у него положительные эмоции. Важно, чтобы ребенок почувствовал, что с партнером ему лучше и интереснее, чем одному.
В комплекс развивающих занятий по подготовке к театрализованной деятельности входят (перечислить)
1. Пальчиковые игры на основе сказок
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие :
- речи;
-пространственного мышления;
-внимания;
-воображения;
- памяти (ребенок лучше запоминает стихотворные тексты);
-воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Более того пальчиковые игры по мотивам сказок помогают закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Каждая пальчиковая игра выбирается на основе выбранной сказки.
Пример. Пальчиковая игра «Репка»
(на каждую строку дети сгибают и разгибают пальцы и совместно с педагогом проговаривают и показывают название каждого пальчика).
Тянут, тянут бабка с дедкой (Большие пальцы)
Из земли большую репку. (Указательные)
К ним пришла тут внучка (Средние)
Подбежала Жучка, (Безымянные)
Кошка тоже потянула. (Мизинцы)
Хоть держалась крепко, (Берут репку всей кистью)
Вытянута репка! (Руки поднимают вверх)
Сварила бабушка вкусную кашу и угостила всех:
дедушку, внучку, Жучку и кошку.
По завершению пальчиковой гимнастики выдерживаем паузу и задаем вопрос ребенку: Какого персонажа забыла угостить бабушка? Приходим к выводу, что – Мышонка. Тем самым закрепляем знания сюжета сказки. Такие пальчиковые игры – загадки предлагаю использовать и для закрепления знаний других сюжетов сказок.
2. Развивающие игры по системе Марии Монтессори
Основными направлениями такого рода игр являются развитие внимания, концентрации, координации движений, самостоятельности. Все задания выбираются по темам на основе выбранной сказки. В перечень игр входят игры с бумагой, песком, с водой, с прищепками, крупой, крупным и мелким бисером. Требованием такой методики – ребенок выполняет задание самостоятельно!
Пример. Игра «Учимся сортировать» (на основе сказки «Репка»).
Большинство обучающих методик учит детей сортировать предметы. Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логики.
Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки.
3. Нетрадиционные техники в театральной деятельности.
Использование нетрадиционных техник в обыгрывании сказок помогает «особым» детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу, выполнить самостоятельно действия с тем или иным предметом.
Приобщая детей к созданию атрибутов для игр, игрового пространства различными способами, мы тем самым превращаем игровой процесс в интересный весёлый труд.
Выполнение различных заданий, связанных со сказками, даёт детям возможность в дальнейшем узнавать героев сказок.
Примеры таких заданий к сказкам следующие:
-Рисование крупами к сказке «Золушка».
-Рисование на мыльной пене к произведению «Мойдодыр».
-Экспериментирование с водой к сказке «Снежная королева»
-Конструирование из песка к сказке «Репка» .
При выполнении такого рода заданий педагог совместно с ребенком вспоминают и проговаривают сюжет выбранного произведения.
Предлагаю вашему вниманию вариант развивающего занятия по изобразительной деятельности на основе театральной деятельности.
Занятие по изобразительной деятельности по сказке «Репка» (видео занятия с ребёнком).
Цель: Прививать интерес детей к сказке «Репка» посредством изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники.
Задачи:
1. Учить детей последовательности в сказках по сюжетам с применением наглядного материала по Фребелю.
2. Поддержать интересдетей к изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник.
3. Продолжать учить детейрисовать кистью по контуру, работать с пластилином, выкладывая его по контуру.
4. Развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве, творческие способности, фантазию, самостоятельность в выполнении заданий.
Материалы и оборудование:
Альбомные листы формата А4, гуашь, палитра,вл. салфетки, кисточки, пластилин, дощечка, фартуки, наглядно-дидактическое пособие по Ф. Фребелю «Репка»
Ход занятия:
(ребенок стоит возле стола, на котором стоит аквариум с песком).
Педагог: Давай посмотрим, что же спрятано в этом аквариуме
(педагог дает лопатку ребенку).
Ребенок: Мышонок!
Педагог: Он наверное потерялся. Давай найдем его домик (Ребенок вместе с педагогом ищут домик мышонка в дидактической игре поФ. Фребелю). Из какой сказки убежал мышонок (Перечисляют героев сказки, которых видят в пособии Ф. Фребеля. Ребенок угадывает сказку).
Ребенок: «Репка».
Педагог: Правильно! В этой сказке есть такие персонажи. С помощью мышонка давай вспомним эту сказку. (Ребенок вместе с педагогом по картинкам и с помощью пальчиковой игры рассказывают сказку).
Репка
(на каждую строку дети сгибают и разгибают пальцы)
Тянут, тянут бабка с дедкой (Большие пальцы)
Из земли большую репку. (Указательные)
К ним пришла тут внучка, (Средние)
Подбежала Жучка, (Безымянные)
Кошка тоже потянула. (Мизинцы)
Хоть держалась крепко, (Берут репку всей кистью)
Вытянута репка! (Руки поднимают вверх)
Сварила бабушка вкусную кашу и угостила всех:
дедушку, внучку, Жучку и кошку.
Педагог: Мышонок приготовил нам сюрприз, что это (показываетобразец- репку).
Ребенок: Репка!
Педагог: Молодец, а какого цвета репка?
Ребенок: Желтого!
Педагог: Правильно, а что это у репки (Педагог показывает на ботву).
Ребенок: Травка!
Педагог: Эта травка называется ботва, когда репка растёт в земле, ботва выглядывает на улицу и тянется к солнышку, а какого она цвета?
Ребенок: Зеленого!
Педагог: Молодец, а ты знаешь, эту репку нарисовал наш мышонок, он очень любит рисовать и лепить, и хочет научить тебя. Давай пройдем с тобой за стол, и мы с мышонком покажем тебе, как это делается (Педагог с ребенком проходят к заранее подготовленному столу, накрытому клеенкой, помогает одеть фартук).
Педагог дает ребенку трафарет из картона в форме репки, вспоминают, правила пользования трафаретом, ребенок накладывает трафарет на белый лист бумаги, простым карандашом обводит контур. Затем выбирают цвет гуаши желтого и зеленого цвета, кисточкой берут цвет, добавляют в палитру и прорисовывают контур репки.
Затем берут дощечку со стекой, пластилин желтого цвета, делят его на кусочки. Педагог с ребенком вспоминают, как из кусочков скатать шарики. После того, как шарики готовы, педагог показывает, как правильно выкладывать и заполнять шариками пространство внутри репки. Затем ребенок выполняет задание самостоятельно.
При выполнении задания педагог начинает проговаривать сюжет сказки «Репка», а ребенок помогает ему при паузах по тексту.
Педагог: Какая красивая репка у тебя получилась, мышонку и мне очень понравилась. Нашему гость уже пора его ждут в сказке (педагог с ребенком вместе сажают мышонка в норку аквариума). Ему так понравилось у нас в гостях, что он обещал прийти снова.
Педагог хвалит ребенка за успешное выполнение задания и дарит наклейку (убирают все со стола и моют руки).
Благодаря такому комплексу развивающих занятий на основе театральной деятельности на базе Центра «Семья» в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями успешно функционирует «Театр возможностей «Капитошка», в котором принимают участие несовершеннолетние с ОВЗ.
Наша театральная работа началась с инсценировки сказки «Репка». В постановке приняли участие семь несовершеннолетних детей. Подготовительная работа совместно с логопедом и дефектологом продолжалась в течение учебного года, в которую входило просмотр видеоролика сказки, прочитывания произведения, описание каждого персонажа, сюжета, распределение ролей, разучивание слов с каждым участником, последовательность героев с выходом на сцену, правила поведения на сцене с обращением в зрительный зал. Совместно с родителями выбирали, подготавливали костюмы. Первыми зрителями стали родители и сотрудники нашего центра. В результате ребята с инсценировкой сказки «Репка» приняли участие в фестивале детского творчества «Калейдоскоп»,который проходил в два этапа в г. Саратов. По итогам первого этапа (заочного, для которого было необходимо прислать видео инсценировки) мы стали победителями в своей номинации и прошли в финал. Всю радость событий наши актеры ощутили тогда, когда побывали в финале на сцене среди многочисленного количества зрителей в другом городе. Почувствовали себя настоящими артистами, на которых смотрели и в дальнейшем апплодировали.
Работа театра продолжается. В настоящее время идет подготовка к инсценировке сказки «Заюшкина избушка».
В результате, по нашим наблюдениям, ребята стали чаще включаться в общие занятия, стали проявлять интерес к общению и принимать знаки внимания со стороны окружающих их людей.
Театральная деятельность включает в себя широкий спектр творческих возможностей для понимания ребенком своих способностей и их развития, а также для его активного взаимодействия с окружающей средой. Поэтому наша задача – правильно подготовить «особых» детей к театральной деятельности. И тогда «особый» ребенок будет чувствовать себя нужным и свободным сначала в «мире» театра, а затем в обществе.
Спасибо за внимание!