МААМ-картинки

Особенности педагогической работы по развитию творческих способностей у детей в условиях инклюзии

Александра Князева
Особенности педагогической работы по развитию творческих способностей у детей в условиях инклюзии
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Особенность педагогической работы с детьми ОВЗ опирается на их психическое состояние, а также врожденные возможности. С учетом таких данных строятся задания и упражнения по изобразительному искусству для развития творческих способностей, а также и педагогическая работа.

Ключевые слова: дети ОВЗ, интеллектуальная нарушенность, развитие творческих способностей.

Публикация «Особенности педагогической работы по развитию творческих способностей у детей в условиях инклюзии» размещена в разделах

В современном мире значительно остро определилась проблема большого роста числа детей с нарушениями в психическом развитии. Самой распространённой из форм нарушений психики является задержка психического развития (с задержкой психического развития). «Проблема о задержке психического развития является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в обшей педагогике, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости». Опираясь на данные зарубежных и отечественных исследований, данная проблема определяется у порядка 13-25 % детей.

«Задержка психического развития это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов». [1]

У детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточное развитие основных психических функций, также прослеживается недостаточный уровень сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса. «Особенностью задержки психического развития (ЗПР) является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью».

«Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с задержкой психического развития требует дифференцированного подхода к коррекции»[2].

Симптомы, сходные с симптомами «задержки», появляются у детей впоследствии с «педагогическим запущением». В этих случаях дети с полноценной нервной системой, но находящиеся в условиях социальной, познавательной, а иногда и эмоциональной депривации, имеют низкий уровень эмоционального и личностного развития.

В то же время, после ранней депривации здоровый ребенок с рождения также может испытывать недоразвитие некоторых психических функций. Если ребенок не получает педагогическую помощь в определенный момент времени в отношении чувствительных, этот недостаток может быть необратимым.

Отсюда следует, что исследования в психолого-педагогической литературе позволили выявить особенности детей с умственной отсталостью в эмоционально-волевой сфере, высшей нервной деятельностью, специфику формирования саморегуляции, когнитивных процессов и развитие речи. [3]

Кроме того, было отмечено, что дети с умственной отсталостью имеют, в частности, потенциальные возможности освоить программный материал, для которого необходимо создать условия обучения, соответствующие психофизическому развитию таких детей, что повысит уровень обучения и социальной адаптации. Обучаясь, они понимают умственные способности усваивать знания, они представляют собой систему когнитивных свойств человека, творчество среди которых играет особую роль, поскольку именно этот путь ведет к развитию и познанию окружающего детей мира.

В своих работах Л. С. Выготский отмечал, что «творческая деятельность воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия предыдущего опыта человека, этот опыт представляет собой материал, которым обладает воображение». Для школьников с умственной отсталостью этот опыт меньше, чем для нормально развивающихся школьников, у них снижена познавательная активность, ограничен (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общей информации об окружающей среде, пространственные и временные репрезентации плохо сформированный, плохой словарный запас, снижение потребности в общении, недостаток внимания, не замечают их ошибок, не распознают эмоциональные переживания, не могут адекватно оценить результат. [4]

Трудности в реализации образа в соответствии с планом возникают из-за недостаточного формирования аналитически-синтетической деятельности зрительно-эффективного и зрительно-образного мышления, детей с умственной отсталостью при анализе объекта или явления называют только поверхностным Необязательные качества с недостаточной полнотой и точностью, что усложняет построение и восприятие целостного образа, затрудняют построение отношений между предметами и явлениями. «Монотонность, единообразие и бессознательность деятельности, присущей этим детям, влечет за собой стереотип и подражание образным действиям».

У детей с умственной отсталостью (ЗПР) наблюдается недостаточная сенсомоторная координация, импульсивность, общее двигательное смущение, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость.

В частности, в особенности памяти отмечено : снижение производительности запоминания и его нестабильность; лучшая безопасность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной памятью; заметное преобладание зрительной над словесной памятью; низкий уровень самоконтроля в процессе запоминания и воспроизведения, невозможность организовать свою работу; отсутствие познавательной активности и сосредоточенности на запоминании и воспроизведении; слабая способность использовать рациональные методы запоминания; недостаточный объем и точность запоминания; низкий уровень косвенного запоминания; преобладание механического запоминания над словесной логикой. Среди нарушений кратковременной памяти – быстрое забывание материала, низкая скорость запоминания. Заметное отставание и оригинальность также обнаруживаются в развитии познавательной активности этих детей, начиная с ранних форм мышления – визуально эффективных и визуально-образных.

Учащиеся с ограниченными интеллектуальными возможностями предпочитают работать в одиночку, поэтому у них есть задержка в развитии коммуникативных навыков. Такие задачи, которые связаны с общими действиями, редко работают вместе, дети практически не общаются друг с другом. В процессе творчества дети вынуждены становиться неуверенными в себе и своих способностях, напряженными, что отражается в неспособности взаимодействовать в группе и полностью отражать сюжет.

Самостоятельная творческая деятельность привлекает всех детей, а участие в выполнении творческих работ развивает наблюдательность, эстетический вкус, художественное видение окружающей действительности, творческому мышлению. Ребятам занятия творчеством доставляют большую радость, у них создается положительный эмоциональный настрой который способствует развитию творчества. Однако, только при условии целенаправленного, систематического, а также чуткого руководства педагога, основывающегося на индивидуальные особенности каждого ребенка. [6]

Особенность развития воображения у детей с умственной отсталостью создает трудности при усвоении программного материала в образовательном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств и затрудняет подготовку к высшему образованию.

Согласно исследованию, проведенному Е. Медведевой, у младших школьников отмечается задержка умственной отсталости в развитии воображения от их нормально развивающихся сверстников. Характерной особенностью развития воображения у детей с умственной отсталостью является слабая выраженность положительного мотивационного компонента.

Было зафиксировано, что интерес к творческой деятельности поддерживается не всеми, и интерес к творческой деятельности зависит от сложности этой деятельности. В таких случаях дети играют решающую роль в оценке своих способностей и боятся неудачной ситуации, связанной с неудачами в прошлом. Важным моментом является то, что структурные компоненты воображения на уровне эмоционально-чувственного и художественного опыта несовершенны.

У них недостаточно сформирована способность целостного видения, творческой воображаемой ситуации. Кроме того, низкий уровень развития комбинаторных навыков является характерной чертой воображения детей с задержкой психического развития.

Кроме того, значительные трудности наблюдаются при формировании воображаемой ситуации у школьников с умственной отсталостью. Основой этих трудностей является, прежде всего, бедность творческой сферы : недостаточное обобщение и обратимость знаний и идей, которые сложились в жизненном опыте, трудности в произвольном управлении данными из непосредственного опыта, плохая эмоциональная окраска действий.

Актуальным будет рассмотреть особенности эмоционального воображения детей с задержкой психического развития. Их восприятие сложных эмоциональных состояний часто неадекватно или основано на «хорошо или плохо». Учащиеся с задержкой психического развития лучше узнают персонажей на картинках и в рассказах и хуже распознают свои собственные эмоциональные состояния. «Дети с умственной отсталостью, в отличие от нормативных, обозначают эмоции и обозначают слова не в системе синтагматических связей, которые по сути проще, а в системе парадигматических связей». Анализ парадигматических отношений этих детей показывает, что они не сталкиваются со сложным миром семантических кодов, как обычные дети, а происходит актуализация штампов. Ввиду указанного явления А. В. Запорожец объединил «успех понимания эмоциональных состояний с развитием воображения, которое позволяет нам решать семантические проблемы посредством умственных трансформаций эмоционально окрашенных ситуаций».

Интуиция связана с сознательным поиском средств для выражения изображения, а деятельность воображения сочетается с имитацией. Многие дети испытывают трудности с выполнением творческих задач при создании собственных образов и их реализации, а также связаны с изменением, объединением заданного сюжета, образа. Более того, различные методы работы (визуальные и словесные) не являются началом творчества у детей с задержкой психического развития.

Итак, характерной особенностью воображения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями является отсутствие предпосылок для творческого воображения.

Таким образом, у учащихся с задержкой психического развития творческие способности имеют характерную особенность и формируются со значительной задержкой. Развитие творческих способностей зависит от развития физических и психических функций, эти отношения взаимны, но, с одной стороны, творчество зависит от качества формирования мышления, восприятия, речи, памяти, а с другой стороны развивает эти процессы, создавая основу для символических действий.

Обзор специальной психолого-педагогической литературы является основой для организации исследования творческих способностей детей с задержкой психического развития.

Библиографический список

Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии № 2 / Л. С. Выготский -1972. – 66 с.

Загвязинский В. И. Теория обучения : современная интерпретация : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология» и «Педагогика» / В. И. Загвязинский. – 4-е изд., стер. – Москва : Академия, 2007. – 187 с.

Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин – СПб. : Питер, 2009. – 448 c.

Сластенин В. А. Методика воспитательной работы : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др. ; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.

Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : Учеб. пособие для студентов вузов / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. – 488 с.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей дошкольников при рисовании акварельными карандашами». Из опыта работы«Развитие творческих способностей дошкольников при рисовании акварельными карандашами». Из опыта работы Автор: Назарова Татьяна Валентиновна - педагог высшей квалификационной категории школы раннего развития «Звездочка» МБУ ФОСЦ "ОРИОН". Тема:.

«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР "Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения" разновозрастная группа ЗПР. (отчет из опыта работы в условиях дистанционного.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности педагогической работы по развитию творческих способностей у детей в условиях инклюзии
Опубликовано: 20 ноября 2024 в 07:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности педагогической работы по развитию творческих способностей у детей в условиях инклюзии» (включая файлы) размещена пользователем Александра Князева (УИ 533431) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД