лидия горохова
Особенности патриотического воспитания младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 462» г. о. Самара,
Горохова Л. Н., Шейко Е. В.
ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Работа посвящена изучению особенностей формирования патриотического воспитания в младших группах детского сада. Данная тема выбрана в связи с тем, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Возраст детей от трех лет – благоприятный период для накопления знаний об окружающем мире, для обогащения жизненного опыта детей, для формирования начальных базовых нравственных ценностей. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к близким и родным людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Патриотизм формируется через восхищение тем, что ребенок видит перед собой, что вызывает отклик в его душе. Воспитание любви к своей Родине, родному краю, близким – задача чрезвычайно сложная, но важная. В работе рассматривается деятельность по патриотическому воспитанию в практике дошкольных учреждений.
Публикация «Особенности патриотического воспитания младших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Ключевые слова
Патриотическое воспитание, дошкольный возраст, практика.
Формирование патриотического воспитания необходимо начинать с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из главных факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу. Любовь к России, к ее культуре, к традициям начинается с малого – к любви нашей малой Родине. У каждого человека есть своя малая Родина. Но чтобы дети полюбили свою страну, им необходимо привить любовь к тому месту, где они родились и живут. Дети в дошкольном возрасте могут открыть для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому воспитатели должны обладать знаниями по истории родного края, творчески подходить к передаче этих знаний детям.
Начинать формирование патриотического воспитания целесообразно с младшего дошкольного возраста. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, своей страной, через язык, народные песни, игры, игрушки, впечатления о природе родного края, о труде, быте и обычаях людей, в окружении которых он живет. Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста – формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье и родному дому в широком понимании смысла. Для достижения данной цели педагоги планируют работу следующим образом: прививают любовь к родному краю и городу, детскому саду, семье, родным людям; знакомят воспитанников с народными традициями и обычаями; побуждают детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, детского сада; воспитывают бережное отношение к природе и труду других людей.
В нашем дошкольном учреждении патриотические задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту, в самостоятельной деятельности и режимных моментах. При этом воспитываются не только патриотические чувства, но и формируются правильные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. На занятиях регулярно детей знакомят с народными традициями, достопримечательностями родного края, понятием семейных ценностей. Каждая тема включает в себя разнообразные формы: занятия, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры, тематические праздники, развлечения и досуги, целевые прогулки и экскурсии.
Работу по патриотическому воспитанию следует начинать с создания оптимальных условий для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников, формируя и наполняя развивающую предметно-пространственную среду таким образом, чтобы была наполненность всеми средствами обучения и воспитания : традиционные игрушки, иллюстративный и дидактический материал по предметам быта, орудиям труда, природе родного края, традициям и обычаям своего народа, оборудование для проведения народных подвижных игр, книжки-малышки с произведениями народного творчества и сказками, традиционные музыкальные инструменты. Младшим дошкольникам очень нравятся игры, например игры-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки», игры-ситуации «Помоги маме», «Кукла Дина стирает», подвижные игры «Ходит Ваня», «Пузырь» и многие другие. Перед сном целесообразно читать русские народные сказки, потешки. В качестве организационного момента на занятиях использовать подходящие по теме заклички. Воспитывая любовь к музыке, детей знакомят с традиционными русскими инструментами: дудочками, трещотками, свистульками, шумелками, деревянными ложками.
В целях организации досуга можно познакомить воспитанников с историей традиционных празднований и с народными обычаями. Так, в нашем ДОУ перед Пасхой традиционно проводятся тематические мероприятия с продуктивной деятельностью, связанной с декорированием яиц; к Новому году воспитатели совместно с родителями и детьми мастерят елочные игрушки для украшения елки.
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьей: чем теснее контакты между детским садом и родителями, тем более успешным будет результат нравственно-патриотического становления дошкольника. Родители являются активными участниками воспитательного процесса. Они принимают участие в проведении праздников и досуговых мероприятий, в изготовлении атрибутов, украшений помещений дошкольного учреждения, участвуют в играх, конкурсах, оказывают помощь педагогам.
Таким образом, систематическая работа и совместное взаимодействие таких факторов как семья, ближайшее окружение, детский сад, позволяет воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, знать и любить свой родной край и Родину.
Список использованной литературы:
1. Корчажинская С. Воспитываем патриотов// Дошкольное воспитание (журнал) № 6, 2006 – 43с.
2. Усачева Т. В. Программа патриотического воспитания дошкольников. – Воспитатель ДОУ (практический журнал) №4, 2010 – 4с.
3. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М. : Просвещение, 2010 – 217 с.
Горохова Л. Н.