Макова Наталья
Особенности ознакомления с компьютерной техникой детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности ознакомления с компьютерной техникой детей дошкольного возраста
Компьютерная техника, включенная в систему дошкольного воспитания и обучения, это не волшебная палочка, или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут ребенка в новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любое занятие, компьютерная деятельность, требует времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.
Публикация «Особенности ознакомления с компьютерной техникой детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Компьютерные игры вызывают у детей небывалый всплеск положительных эмоций. В наше не очень легкое время дети, к сожалению, начинают испытывать не только дефицит сладостей и игрушек, но и дефицит веселья, радости. Компьютерные игры дарят детям возможность испытать не только положительные эмоции, что очень важно, так как пониженное эмоциональное состояние ребенка является одним из факторов снижения его работоспособности, но и интеллектуальные эмоции, без которых невозможен «человек мыслящий». Детский ум восприимчив ко всему новому, интересному, а компьютер не менее интересен, чем новая игрушка или книжка с картинками. «Взрослый» персональный компьютер привлекает ребенка так же, как настоящий автомобиль или живая лошадь. Он жаждет ими обладать, управлять, действовать с ними.
Л. С. Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садиться верхом на палочку, гонит автомобиль по коридору квартиры или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т. е. играет, замещает действительность в игре [12]. В случае с компьютером его мечта об обладании им легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам. В компьютерном классе мы можем видеть ребенка- дизайнера, космонавта, водителя, конструктора, композитора, мыслителя. Он может реализовать задуманное.
Сегодня и в нашей стране, и в странах мира НИТ используются повсеместно - это и компьютеры, программированные станки, электронные приборы и устройства. Все эти достижения научно-технической мысли совершают подлинный переворот в сознании и в квалификации людей, ими владеющих. Человек, получая новое интеллектуальное орудие, чувствует свою интеллектуальную силу, повышающую его шансы на успех в обществе. Поэтому очень важным является и тот факт, что дети, овладевая компьютерными играми, хотя и под руководством педагога, при этом имеют большую самостоятельность (т. е. не существует жесткого контроля и порицания, если выбран неверный ход, и из несмышленыша, неумехи буквально на глазах превращаются в личность самостоятельную, уверенную в себе.
Ребенок, общаясь с «умной» машиной, поднимается до уровня взрослого человека, способного при помощи своей мысли справиться с заданиями, которые запрограммированы на компьютере. Это поистине уникальная возможность для развития личности ребенка-дошкольника.
Компьютерные игры обладают полисенсорным воздействием, так как при работе на компьютере у ребенка активизируются все органы чувств. И благодаря этому, компьютерные игры могут оказывать компенсирующее влияние на детей, страдающих недоразвитием каких-либо функций. Компьютер помогает детям в познавательных процессах опираться на зрительный план, и одновременно способствуют активному включению речи.
Компьютеры помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его наклонности, талант, которые нельзя раскрыть при работе в коллективе -устраняется эффект толпы: педагог задает общий вопрос, на который желает
Воплощается многолетняя мечта педагогов о дифференцированном и индивидуальном подходе к каждому ребенку. Ведь, несмотря на одну компьютерную игру на занятии, каждый ребенок в каждый момент времени находится над разным этапом ее выполнения. Ребенок сам регулирует темп своей работы и количество решаемых игровых обучающих задач в компьютерной игре. Нет необходимости подстраиваться к работе в одном темпе, догоняя или поджидая кого-то. В силу этого и педагог общается с каждым ребенком только на том этапе, на котором ребенок находится.
Другим важным моментом является то, что компьютерная техника благодаря особенностям своих устройств (наличие клавиатуры, экрана, на котором продуцируется та или иная информация (события, символы, вызванная ребенком из электронного "мозга" с помощью клавиатуры или "мышки") осуществляет интеллектуальную подготовку ребенка к обучению в школе. Ребенок-дошкольник, управляя компьютерной игровой программой, начинает сначала думать, а затем действовать. Предметный мир деятельности дошкольника до последнего времени не содержал ничего, что побуждало бы его к абстракции и рефлексии, т. е. осознанию своих способов действия в ситуации решения задач деятельности. Напротив, игрушки, кубики и даже головоломки типа кубика-рубика требовали от него практического действия, и ничего более. [15]
Иное дело - компьютер. Само его устройство, не говоря уже о содержании компьютерных программ, игровых или обучающих, сразу ставит дошкольника в совершенно новую психологическую позицию: нужно сначала решить, на какую клавишу нажать, чтобы получилось то, что ты хочешь видеть на экране компьютера. За компьютером ребенок впервые попадает в ситуацию, когда он не может ничего передвинуть или примерить. Экран не подвластен прямому вмешательству его рук. Предметно-техническое устройство компьютера заставляет ребенка «думать».
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащённой компьютерной техникой, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое мышление, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. [15]
Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей 4-5 лет развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться только с 6-7 лет.
В компьютерных играх ребенок начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы.
Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая «знаковая функция сознания», то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности. Их нельзя увидеть и потрогать, хотя они также реальны, как и стоящий перед ребенком грузовик или написанные на экране компьютера буквы. Однако «знаковая функция сознания» не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы.
Компьютерные игры имеют большое значение для развития моторики детей, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализатора.
В игре с компьютером все красочное, а звуковое сопровождение правильных действий ребенка проявляется в хорошем временном темпе. "Такое сочетание создает условие для интенсификации формирования психологических целевых структур и волевой регуляции поведения ребенка". Ценность компьютерного обучения именно в том, что ребенок постепенно начинает интересоваться содержанием компьютерных игр, а не только новой и необычной формой. Дети задают вопросы о том, как изменить полученные изображения, можно ли усложнить задание.
Так игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно эти качества во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школьному обучению.
Также было установлено, что дети, которые использовали компьютер в детском саду, лучше успевали по письму и чтению в школе. Не менее интересен опыт обучения дошкольников математике. Компьютерные игры весьма эффективное средство развития элементарных математических представлений у дошкольников. К такому выводу пришли большинство специалистов в области информатики, психологии и педагогики.
Использование компьютера для формирования у детей понятий в области элементарной арифметики позволяет перейти от запоминания к постижению глубинных процессов. С помощью обучающих компьютерных программ можно формировать у детей понятие числа и множества, формы, величины, цвета, помочь им при вычислениях и решении простых арифметических задач. Замечено, что дети очень часто находят собственные варианты решения задач, сами исправляют допущенные ошибки, используют полученные знания в конкретных случаях. Пейперт утверждает, что дети, которые раньше ненавидели числа, теперь после занятий с компьютерами полюбили математику.
Полученные результаты показывают, что компьютеры повышают качество образования и, по мнению Т. Йоки, профессора Пенсильванского университета, помогают формировать психологические основы учения.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что компьютерная техника, повышает обучение в дошкольном возрасте, и является тем мощным средством, которое позволяет:
-обогатить и разнообразить детскую деятельность, вызвать у детей яркие эмоции и интерес, побуждать к поисковой деятельности;
-привить интерес к компьютерной технике и элементарные навыки взаимодействия с ней;
-формировать моторную координацию и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализатора;
-выявлять способности и содействовать развитию ребенка, исходя из его индивидуальности;
-активизировать умственную деятельность, развивать познавательные интересы и умения каждого ребенка;
-скорректировать развитие дошкольника;
-стимулировать у детей дошкольного возраста готовность к обучению. Возможности, которые представляют компьютеры, неограниченные, если их правильно и направленно использовать. Но надо помнить, что, несмотря на все свои неограниченные возможности, компьютер никогда не заменит общения с живым человеком.
Следует также отметить, что, попадая в компьютерную игру, ребята создают особый мир, похожий на мир реальный, но и отличающийся от него. Ребенок может управлять предметами, возникающими на экране компьютера, может заставить их изменяться, появляться или пропадать, то есть он чувствует их реальность, как и реальность окружающих его вещей. В то же время он не может взять их в руки, не может их потрогать.
Так же хочется отметить и такой момент: уровень компьютерной техники имеет большое значение, если смотреть с той точки зрения, что мы хотим от нее получить, обучая детей дошкольного возраста при помощи компьютера. Реакция компьютера (быстродействие) должна опережать мышление пользователя. Если происходит наоборот - это серьезный минус в работе с техникой. А разная техника способна решить задачи определенной сложности.
Поэтому в системе обучения и общего развития детей дошкольного возраста компьютер является только помощником педагога, позволяющий ему интенсифицировать процесс познания.