Елена Атаева
Особенности организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок познаёт окружающий мир через самый доступный для него способ восприятия и переработки информации — через игру. В этом смысле театрализованные игры оказываются очень продуктивным приёмом организации образовательной деятельности, так как в их основу положены импровизация и оживление предметов с помощью речи, а также, что особенно важно для неговорящих или плохо разговаривающих малышей, мимики и жестов. В работе педагога театрализованная деятельность пронизывает все режимные моменты. В образовательную деятельность легко вписывается театрализованная деятельность как игровой приём и форма обучения. В соответствии с новыми требованиями ФГОС, театрализованная деятельность затрагивает все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, что помогает построить весь педагогический процесс. Главная цель дошкольного образования — создать все условия для гармоничного развития ребёнка. В первой (дети 1,5–3 года) и второй (3–4 года) младших группах этот процесс тесно связан с социализацией воспитанников, непривыкших находится в группе сверстников, а тем более взаимодействовать с ними. И решить задачу сплочения детского коллектива помогает в том числе и театрализованная деятельность. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определена такая миссия театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста : познакомить с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе);формировать навыки коллективного взаимодействия (к примеру, при подготовке инсценировок); стимулировать двигательную импровизацию (эта задача проще решается не в инсценировках, в которых дети пока ещё двигаются по определённым взрослым точкам, а через взаимодействие с куклами, когда, к примеру, с пальчиковыми птичками малыши «летают» или «прыгают» с зайчиками);воспитывать интерес к театр; тренировать координацию движений (взаимодействуя с куклами разных театров, малыш учится тонким движениям);способствовать развитию творческого потенциала детей; развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства); стимулировать самостоятельность в деятельности (дети, познакомившись с несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении сюжетов, например, после отработки игровых действий с педагогом, сами ставят сказку «Репка» на фланелеграфе); воспитывать интерес к театру (за счёт демонстрации возможностей разных видов, например, с помощью театра теней педагог может показать малышам целый зоопарк или улицы города, или повадки животных); Сказочные персонажи и игрушки в группе помогают детям усвоить занятия, умения и навыки. Игровые приёмы позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал, а усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Театрализованная деятельность помогает педагогу в работе с детьми: обогащает словарный запас ребенка (исходя из возраста детей пока в основном пассивный); активизирует познавательный интерес своих подопечных через знакомство с понятными для этого возраста драматургическими персонажами (к примеру, чтобы объяснить малышам понятие «поровну», педагог предлагает инсценировать сказку про двух медвежат, которые не могли сами поделить яблоко, а вызвавшаяся им помочь лиса съела его); развивает мелкую моторику (за счёт взаимодействия детей с мелкими куклами, природным материалом, замещающим «артистов»); повышает уверенность в себе (в этом возрасте многие дети уже начинают стесняться публичных выступлений, поэтому очень важно сделать театрализованные игры привычным приёмом в работе, чтобы малыши не рассматривали демонстрацию как нечто необычное, а значит, страшное и вызывающее смущение); тренировка реакции (малыши привыкают начинать, заканчивать игру по условному сигналу); эмоционально-чувственное развитие (ребята учатся передавать и распознавать переживания другого человека через мимику, жесты, интонацию); Чтобы создать благоприятные условия для занятий театрализованной деятельностью, важно не только разнообразить тематику, но включать в театрализованный процесс знакомых детям персонаже по мультфильмам, это позволяет сформировать положительный эмоциональный настрой, ребенок находится в знакомой среде с любимыми игрушками и героями, хочет с ними взаимодействовать-принимая участие в сценках, беседуя об их поведении (тем самым активизируя свою речевую деятельность, обогащая словарный запас).Даже в таком раннем возрасте необходимо использовать игровые элементы для формирования основ национальной культуры. Знакомя с куклами в национальных костюмах, включая их в игровую деятельность ребенка, мы ориентируем его на формирование определенных представлений о культуре и обычаях народа, семье, семейном укладе. Знакомая кукла становится участником детской жизни.
Публикация «Особенности организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Тумайкина, Ю. И. Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе воспитателя первой и второй младших групп детского сада / Ю. И. Тумайкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 19-21. — URL : https://moluch.ru/th/4/archive/121/4079/ ( дата обращения: 10.11.2022).