Приложение МААМ

Особенности словарной работы в разных возрастных группах детского сада

Федотова Людмила
Особенности словарной работы в разных возрастных группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи словарной работы

1. Обогащение словаря (новыми словами)

2. Закрепление и уточнение словаря (понимание слов и соотнесение с объектами реального мира)

3. Активизация словаря

Словарь детей делится : на пассивный словарь (ребенок понимает, но не употребляет) и активный словарь (понимает и употребляет).

Во всех возрастных группах идет накопление словаря как активного, так и пассивного.

Методы и приемы

Публикация «Особенности словарной работы в разных возрастных группах детского сада» размещена в разделах

Речевой образец педагога: новые слова должны произноситься четко, внятно

Содержание словарной работы

Речь взрослого должна быть образцом для детей, начиная с ясельной группы.

3 –й год жизни (первая младшая группа)

1. Дети усваивают бытовой словарь (предметы ближайшего окружения)

Существительные примерно 60%

Глаголы 25%

Прилагательные 10%

У детей 3-его года жизни в основном развит пассивный словарь, но ребенок уже способен называть знакомые предметы. Продолжается развитие понимания речи.

Для говорящих детей – принимаем высказывание в любой форме речевого проявления. Например: «стакан» - «кан». Здесь взрослый должен сказать: Да, правильно «стакан», т. е. взрослый произносит слово правильно.

Для обогащения словаря игра «Кто там?» (с картинками)

Во всех режимных моментах проговариваем ситуации и спрашиваем детей, т. е. стимулируем речь детей.

Речь воспитателя четкая, понятная. Для накопления глаголов – показ действий с игрушками.

Пример: Дать задания детям и спросить: Что ты делал?

Вопросы воспитателя: где? куда? откуда?

В начале года диагностируем не говорящих детей на понимание речи взрослого, говорящих – накопленный словарь. По результатам планируем работу по формированию словаря.

4-й год жизни (вторая младшая группа)

Речь ребенка активна.

Увеличивается словарный запас и становится разнообразнее в качественном отношении.

Уточняются названия предметов и их назначение.

Появляются сходные слова (блюдце-тарелка и т. п.)

Устанавливается связь между предметами (на стуле сидят, на машине едут и т. п.). Кроме существительных, появляются глаголы, местоимения, наречия, числительные (один, два, прилагательные (холодный, горячий и т. п.). Начинают пользоваться предлогами и союзами. Из-за недостаточно развитого словаря, дети испытывают трудности в передачи сказки, события, участником которых он был сам.

При пересказе у ребенка могут быть неточности. Это допустимо для этого возраста. При увеличении словарного запаса эти трудности ребенок преодолевает.

Свободно вступает в общение со взрослыми, инициатива чаще начинает исходить от ребенка. Ребенок чаще обращается ко взрослому с вопросами. И чем их больше, тем

богаче становится словарь ребенка. Ребенок еще не пользуется обобщающими словами (овощи, фрукты, он лишь перечисляет.

Множественное число животных и их детенышей (игра «Чего не стало?»)

Богатый словарный запас способствует построению грамматически правильных предложений и фраз. А бедный словарь вызывает трудности в общении со взрослыми и сверстниками.

Детям допустимо делать грамматические ошибки («Мама окны моет», «Нет ручков» и т. п.)

На этом возрастном этапе ребенок не может самостоятельно описать сюжетную картинку, он называет предметы, перечисляет действия и действующих лиц. Задача воспитателя: с помощью опорных вопросов составить небольшой рассказ.

5-й год жизни (средняя группа)

Увеличивается активный словарь (примерно до 3000 слов к концу года)

Полнее строит свои высказывания, точнее излагает свои мысли.

Задачи:

-накопление словаря

- расширение представлений об окружающем мире

- активизация (использование в речи)

- употребление всех частей речи

- обобщающие слова употребляют редко, но знают их

- допускают ошибки. Например: окны-окно, хочут-хотят, на пальте-на пальто)

(игра «Скажи правильно»)

- начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост); предлоги: из-под, около, из-за

-говорит сложные предложения

6-й год жизни (старшая группа)

Имеют достаточно развитую активную речь. Пытаются рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы было понятно, что он хочет сказать. Самокритично относится к своему высказыванию и к речи сверстников (нельзя смеяться над ошибками в речи ребенка).

Ребенок эмоционально передает свои мысли.

Обогащается и расширяется словарь не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойств и качеств, но и названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. В этом возрасте не возможно точно установить количество уже усвоенных слов. Дифференцирует собирательные существительные. Пример: он называет лису, медведя, волка и может обобщить, что это дикие животные.

Употребление антонимов (игра «Скажи наоборот»)

7-й год жизни (подготовительная группа)

Совершенствуется речь, как средство общения

В речи появляются:

-несклоняемые слова (пианино, метро, пальто и т. д.)

-ребенок способен поддержать разговор на любую тему

-дифференцированный подход к обозначению предметов: автомашина легковая и грузовая, а не просто машина.

-углубление понятий о предметах: не просто одежда, а одежда зимняя, летняя, головные уборы и т. д.

-начинает употреблять сложные слова : длинноногий жираф ( наглядный материал: «Грамматика в картинках. Словообразование»)

- пользуются метафорами «Море волнуется», «Стальные мускулы», эпитетами

-многозначные слова ( наглядный материал: «Грамматика в картинках»)

-правильно используют глагольные формы («Грамматика в картинках. Говори правильно»; игра «Закончи предложение»)

Свободное высказывание является одним из показателей достаточного словарного запаса ребенка.

Публикации по теме:

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах Младший возраст Методы и приемы 1 этапа обучения Игровые приемы или показ образца движения. ,подражание конкретному образцу. Успех начального.

Фотоотчет «Международный женский день во всех возрастных группах детского сада»Фотоотчет «Международный женский день во всех возрастных группах детского сада» Приближение весны чувствовалось повсюду: в воздухе, в природе, в детском саду. Ребята с трепетом готовились к первому весеннему празднику.

Планирование работы по проекту «Моя семья» в разных возрастных группах Планирование работы по проекту «МОЯ СЕМЬЯ» в разных возрастных группах 2-я младшая группа 1. Цели и задачи по выбранной теме Цели: - обогатить.

Сценарий летнего развлечения «День семьи, любви и верности» во всех возрастных группах детского сада Сценарий развлечению ко Дню Семьи, Любви и Верности (на улице, все группы) Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для того,.

Содержание конструирования в возрастных группах детского сада. Первая и вторая группы раннего возраста Первая и вторая группы раннего возраста. Конструктивные игры и занятия в первой группе раннего возраста проводятся с 9 месяцев жизни ребенка.

Содержание конструирования в возрастных группах детского сада. Средняя гуппа Средняя группа. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями.

Содержание конструирования в возрастных группах детского сада. Подготовительная группа В подготовительной к школе группе большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу,.

Содержание конструирования в возрастных группах детского сада. Старшая группа Старшая группа. У детей 5-6 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает. Дети охотно группа строят, делают игрушки. Они.

Презентация «Требования к организации работы по ФЭМП в разных возрастных группах» НОД по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей строится с учетом общедидактических принципов: научности, системности.

Требования к организации работы по ОО «Математические представления» в разных возрастных группах Требования к организации работы по ОО «Познавательное развитие. Математические представления» в разных возрастных группах. НОД. Структура.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности словарной работы в разных возрастных группах детского сада
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 10:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности словарной работы в разных возрастных группах детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Федотова Людмила (УИ 1651968) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД