Федотова Людмила
Особенности словарной работы в разных возрастных группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи словарной работы
1. Обогащение словаря (новыми словами)
2. Закрепление и уточнение словаря (понимание слов и соотнесение с объектами реального мира)
3. Активизация словаря
Словарь детей делится : на пассивный словарь (ребенок понимает, но не употребляет) и активный словарь (понимает и употребляет).
Во всех возрастных группах идет накопление словаря как активного, так и пассивного.
Методы и приемы
Публикация «Особенности словарной работы в разных возрастных группах детского сада» размещена в разделах
Речевой образец педагога: новые слова должны произноситься четко, внятно
Содержание словарной работы
Речь взрослого должна быть образцом для детей, начиная с ясельной группы.
3 –й год жизни (первая младшая группа)
1. Дети усваивают бытовой словарь (предметы ближайшего окружения)
Существительные примерно 60%
Глаголы 25%
Прилагательные 10%
У детей 3-его года жизни в основном развит пассивный словарь, но ребенок уже способен называть знакомые предметы. Продолжается развитие понимания речи.
Для говорящих детей – принимаем высказывание в любой форме речевого проявления. Например: «стакан» - «кан». Здесь взрослый должен сказать: Да, правильно «стакан», т. е. взрослый произносит слово правильно.
Для обогащения словаря игра «Кто там?» (с картинками)
Во всех режимных моментах проговариваем ситуации и спрашиваем детей, т. е. стимулируем речь детей.
Речь воспитателя четкая, понятная. Для накопления глаголов – показ действий с игрушками.
Пример: Дать задания детям и спросить: Что ты делал?
Вопросы воспитателя: где? куда? откуда?
В начале года диагностируем не говорящих детей на понимание речи взрослого, говорящих – накопленный словарь. По результатам планируем работу по формированию словаря.
4-й год жизни (вторая младшая группа)
Речь ребенка активна.
Увеличивается словарный запас и становится разнообразнее в качественном отношении.
Уточняются названия предметов и их назначение.
Появляются сходные слова (блюдце-тарелка и т. п.)
Устанавливается связь между предметами (на стуле сидят, на машине едут и т. п.). Кроме существительных, появляются глаголы, местоимения, наречия, числительные (один, два, прилагательные (холодный, горячий и т. п.). Начинают пользоваться предлогами и союзами. Из-за недостаточно развитого словаря, дети испытывают трудности в передачи сказки, события, участником которых он был сам.
При пересказе у ребенка могут быть неточности. Это допустимо для этого возраста. При увеличении словарного запаса эти трудности ребенок преодолевает.
Свободно вступает в общение со взрослыми, инициатива чаще начинает исходить от ребенка. Ребенок чаще обращается ко взрослому с вопросами. И чем их больше, тем
богаче становится словарь ребенка. Ребенок еще не пользуется обобщающими словами (овощи, фрукты, он лишь перечисляет.
Множественное число животных и их детенышей (игра «Чего не стало?»)
Богатый словарный запас способствует построению грамматически правильных предложений и фраз. А бедный словарь вызывает трудности в общении со взрослыми и сверстниками.
Детям допустимо делать грамматические ошибки («Мама окны моет», «Нет ручков» и т. п.)
На этом возрастном этапе ребенок не может самостоятельно описать сюжетную картинку, он называет предметы, перечисляет действия и действующих лиц. Задача воспитателя: с помощью опорных вопросов составить небольшой рассказ.
5-й год жизни (средняя группа)
Увеличивается активный словарь (примерно до 3000 слов к концу года)
Полнее строит свои высказывания, точнее излагает свои мысли.
Задачи:
-накопление словаря
- расширение представлений об окружающем мире
- активизация (использование в речи)
- употребление всех частей речи
- обобщающие слова употребляют редко, но знают их
- допускают ошибки. Например: окны-окно, хочут-хотят, на пальте-на пальто)
(игра «Скажи правильно»)
- начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост); предлоги: из-под, около, из-за
-говорит сложные предложения
6-й год жизни (старшая группа)
Имеют достаточно развитую активную речь. Пытаются рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы было понятно, что он хочет сказать. Самокритично относится к своему высказыванию и к речи сверстников (нельзя смеяться над ошибками в речи ребенка).
Ребенок эмоционально передает свои мысли.
Обогащается и расширяется словарь не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойств и качеств, но и названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. В этом возрасте не возможно точно установить количество уже усвоенных слов. Дифференцирует собирательные существительные. Пример: он называет лису, медведя, волка и может обобщить, что это дикие животные.
Употребление антонимов (игра «Скажи наоборот»)
7-й год жизни (подготовительная группа)
Совершенствуется речь, как средство общения
В речи появляются:
-несклоняемые слова (пианино, метро, пальто и т. д.)
-ребенок способен поддержать разговор на любую тему
-дифференцированный подход к обозначению предметов: автомашина легковая и грузовая, а не просто машина.
-углубление понятий о предметах: не просто одежда, а одежда зимняя, летняя, головные уборы и т. д.
-начинает употреблять сложные слова : длинноногий жираф ( наглядный материал: «Грамматика в картинках. Словообразование»)
- пользуются метафорами «Море волнуется», «Стальные мускулы», эпитетами
-многозначные слова ( наглядный материал: «Грамматика в картинках»)
-правильно используют глагольные формы («Грамматика в картинках. Говори правильно»; игра «Закончи предложение»)
Свободное высказывание является одним из показателей достаточного словарного запаса ребенка.