Марина Саевская
Особенности организации развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС дошкольного образования
ФГОС ДО – cтандарт условий развития ребенка
Структура ФГОС ДО, по аналогии со стандартами других уровней образования, включает три группы требований : 1) к структуре про граммы; 2) к условиям ее реализации; 3) к результатам освоения про граммы. Сущностная и отличительная особенность ФГОС ДО состоит в том, что условия реализации про граммы становятся доминантой, приоритетной группой требований.
Публикация «Особенности организации развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Создание социальной ситуации развития ребенка
При организации развивающей игровой среды необходимо учитывать ФГОС ДО и руководствоваться его положениями, которые описывают ситуацию развития ребенка, включающую три группы условий: • пространственновременные (игровое пространство, игрушки, мебель); • социальные (система взаимоотношений со сверстниками и взрослыми); • деятельностные (двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора). Развивающая игровая среда направлена на реализацию ФГОС ДО в целом. Если создать вышеуказанные условия, то Стандарт будет реализован и ребенок сможет достичь целевых ориентиров дошкольного образования.
Психологопедагогическое определение среды
Согласно ФГОС ДО, образовательная среда представляет собой комплекс условий для развития дошкольников : взаимодействие педагогов и детей, игра, содержание образовательных областей и др., в то время как развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется обучение.
Алгоритм и механизм создания развивающей игровой среды в ДОО
На первоначальном этапе педагогам важно определить: побуждает ли среда к про явлению детской инициативы? Механизм профессиональной оценки развивающего игрового пространства разработан и представлен на сайте Центра психологопедагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ под руководством доктора психологических наук, профессора Е. О. Смирновой.
Возможности ДОО и уровень ответственности педагогов
ФГОС ДО предоставляет ДОО возможность самостоятельно определять средства обучения, в том числе технические материалы (расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, не обходимые для реализации программы. Что бы воспользоваться этим, педагогам необходимо хорошо ориентироваться в том, что предлагается на рынке образовательной продукции.
Критерии отбора игрушек
Подбор игрушек следует осуществлять в соответствии с возрастом детей и учитывать: • педагогическую целесообразность (воз раст, задачи, цели);
• художественную приемлемость (есть игрушки, а есть антиигрушки);
• возрастные интересы детей;
• гендерную специфику;
• безопасность, гигиеничность и пр.
Содержание развивающей игровой среды в разных возрастных группах
В младенческом и раннем возрасте развивающая игровая среда должна включать в себя возможности для проявления малой двигательной активности детей в группе, осуществления предметной и игровой деятельности, развития мелкой моторики на фоне эмоциональной составляющей взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Средняя группа (с учетом возрастных особенностей детей) представляет насыщен ный игровой центр, в котором педагог должен быть игро-мастером сам уметь играть и обучать детей игровым методам и приемам (Е. О. Смирнова). Также одной из главных задач в этот возрастной период является овладение сенсорными эталонами, что позволяет ребенку осваивать игровую деятельность, разыгрывать сюжеты, воспроизводить модели игровых взаимоотношений. В старшей группе у детей появляется потребность в игре со сверстниками, со взрослыми, а также стремление к уединению. Поэтому развивающее игровое пространство служит дошкольникам местом не только для совместной партнерской, но и для свободной самостоятельной деятельности. Игровая среда в подготовительной к школе группе имеет в большей степени характер развивающего обучения и направлена на развитие психических процессов у детей.
Подбор игрового оборудования для детей младшего возраста
Особое внимание следует уделять оборудованию для самых маленьких детей в связи со спецификой возрастного периода. Так, во многих детских садах стены не используются для создания развивающего игрового пространства, они в основном закрыты шкафчиками. Поэтому задача педагога – научить младших дошкольников пользоваться имеющимся оборудованием: матами, подиумами, визуальными и звуковыми панелями и др. Характер игровой среды должен быть связан с цветом, формой, величиной, ориентировкой в пространстве и др. Педагог в работе с детьми может использовать следующие упражнения: • выкладывание по образцу; • наложение на контурное, силуэтное изображение; • знакомство с глубиной пространства; • аппликация с бусинками разных размеров; • работа с цветом и пр. Здесь важно отметить, что при знакомстве детей с цветовой гаммой следует избегать ярких оттенков. Содержание развивающей игровой среды должно быть наполнено детскими видами деятельности, обеспечивающими индивидуализацию развития и позитивную социализацию детей. Большое значение придается продуктивным видам деятельности, а именно конструированию, которое пред усматривает использование наборов деревянных конструкторов, лего, полупрозрачного пластика для развития фантазии, кубиков с цветной диагональю внутри, а также конструирование по проекциям, объемное, плоскостное и др.
Направленность развивающей игровой среды
На что должна быть направлена развивающая игровая среда? На первый план вы ступают задачи психологического, эмоционального благополучия детей, так как ребенок не должен чувствовать враждебности окружающего мира. Основные задачи связаны с обеспечением возможности общения, совместной деятельности взрослых и детей, двигательной активности.
Условия организации развивающей игровой среды в ДОО
Для решения указанных задач и организации развивающего игрового пространства необходимы соответствующие условия: • отсутствие поминутного планирования образовательного процесса; • время для свободной детской активности; • участие педагогов в игре.
Риски игрового развития детей
Обучение детей игре может сопровождаться рядом рисков, один из которых – феномен пассивного ожидания указаний взрослого. Так, в процессе эксперимента исследователи пытались зафиксировать свободную игру детей. Им предлагалось играть и делать то, что они хотят. В ответ дошкольники бра ли дидактические наборы, собирали пазлы и пр., но при этом в их действиях не наблюдалось свободной игры.
Признаки подлинной игры детей
Следует указать на признаки, которыми обладает подлинная, настоящая игра до школьников: • свободная активность, которая лишена принуждения и контроля со стороны взрослого; • невмешательство в игру взрослого, который не может прерывать или запрещать ее; задача педагога состоит в том, чтобы только наблюдать, участвовать в игре, отзываться на просьбы детей; • переживание эмоционального подъема, так как игра есть источник удовольствия для ребенка, важен сам процесс, а не результат, не оценка, не поощрение со стороны взрослого; • спонтанное, непредсказуемое, активное опробование себя в игре; игра всегда за гадка, импровизация и неожиданность. Также к игре можно отнести свободное манипулирование, детское экспериментирование, игры с песком, водой, собирание мозаики. То есть все то, что предоставляет свободу и приносит ребенку удовольствие. В свою очередь, это позволяет делать осознанный вы бор и учит ребенка нести за него ответственность. Именно так формируется личность, появляется ответственная позиция ребенка как один из важных целевых ориентиров до школьного образования.
Анализ развивающего игрового пространства в ДОО
Среда во многих детских садах не соответствует потребностям игры, является жесткой и закрытой; игровые уголки типа кухня или парикмахерская «подталкивают» детей к стереотипным действиям, среда становится неживой; взрослая жизнь не дает детям сюжетов для игры, она закрыта и непонятна для них (например, мамадистрибьютор или маркетолог – кто это? как в это играть); у ребенка много игрушек, но играет он только двумя, действия его носят манипулятивный характер.
Критерии соответствия развивающей игровой среды требованиям ФГОС ДО
Развивающая игровая среда в контексте ФГОС ДО должна соответствовать следующим требованиям : • подвижность (возможность из разных материалов создать море, поле, лес, океан, магазин и пр. ; дети сами должны моделировать игровую среду); • наличие гибких материалов: ширмы, мягкие модули, скамеечки, ткани; предметов заместителей: камешки, шишки, веточки и пр. ; • игрушки ничего не должны навязывать ребенку; хороша та игрушка, которая «молчит», так как активность идет от ребенка; необходимо показать достоинства «молчащих» игрушек – ребенок может придумать больше сюжетов, а это признак игры; • ребенку нужны не только положительные игрушкигерои, но и отрицательные (Баба Яга, Кощей Бессмертный и др.); • игрушки должны быть условными и давать простор для творчества и фантазии; т. е. чем проще игрушка, тем лучше, так как игрушка, которая много говорит, мигает, двигается, быстро надоедает ребенку; • важно учитывать, что одновременно ребенок может воспринимать пять–семь игрушек; • предпочтительно, чтобы в магазине игрушки выбирал взрослый, а не ребенок. Таким образом, развивающая игровая среда должна включать те предметы, которые знакомы и совсем незнакомы детям, но они хотели бы их познать, что способствует созданию мотивации; предметы, которые могут быть освоены в процессе совместной партнерской деятельности с педагогом и в свободной деятельности детей. Игровое оборудование, материалы суть пути познания окружающего мира ребенка дошкольного возраста.
Комплексность и интеграция – основа построения развивающего игрового пространства
Оно должно быть наполнено детскими видами деятельности, в процессе которых решение задач строится с учетом комплексного подхода и принципа интеграции. Содержание игровой среды порой представляет для педагогов определенные трудности при построении образовательного процесса : дидактические материалы, используемые в работе с детьми, нельзя чет ко разделять (отдельно для речевого, познавательного развития и пр.). Один и тот же материал или пособие позволяет решать разные образовательные задачи, отвечая принципам вариативности, интеграции и взаимодополнения.
Педагогические ошибки и стратегия действий
Педагогам важно знать, что при построении развивающей игровой среды следует избегать готовых сюжетов, созданных взрослыми (например, стол накрыт, куклы сидят, все красиво расставлено). Сюжеты должны создавать сами дети, проявлять инициативу, уметь пользоваться игровым оборудованием, которое, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, обладает свойствами: доступности, трансформируемости, полифункциональности, безопасности, насыщенности.
Принцип организации развивающей игровой среды
Ведущий принцип организации игрового пространства – развивающее обучение. Основная цель – всестороннее развитие ребенка, при котором предметная (знаниевая) составляющая выступает лишь в качестве средства. В зону ближайшего развития включаются знания, умения и навыки, которыми до школьник может овладеть, если оказать ему минимальную педагогическую поддержку. С учетом того что ребенок уже знает и умеет на настоящий момент, выстраивается зона ближайшего развития.
Выводы
Особенности организации развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС ДО заключаются в следующем: • содержание среды строится вокруг решения трех стержневых задач ФГОС ДО : позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы; • организация среды предусматривает создание социальной ситуации развития ребенка по совокупности трех групп условий: пространственновременные, социальные, деятельностные; • среда способствует достижению целевых ориентиров дошкольного образования, про явлению детской инициативы; • среда обеспечивает психологическое, эмоциональное благополучие детей, создает возможности для проявления малой двигательной активности, общения, совместной деятельности взрослых и детей и т. д. ; • содержание среды наполнено детскими видами деятельности; • необходимо гибкое, вариативное построение образовательного процесса и реализация основной программы дошкольного образования; • свободная активность детей; невмешательство взрослого в игру; переживание эмоционального подъема; спонтанное, непредсказуемое, активное опробование себя в игре; • подвижность среды; наличие гибких материалов; ненавязчивость и условность игрушки, простор для творчества и фантазии; развитие мотивации; • соответствие среды свойствам : доступности, трансформируемости, полифункциональности, безопасности, насыщенности; • принцип организации среды – обучение в зоне ближайшего развития ребенка.