Татьяна Гибадулина
Особенности организации работы педагога с детьми раннего возраста по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Когда в семье появляется малыш, он растёт и развивается, ходит в детский сад. С помощью воспитателей ребёнок получает сведения об окружающем мире, учится различать добро и зло, делает первые шаги навстречу искусству.
Все дети в дошкольном возрасте с удовольствием рисуют. Малыши начинают рисовать уже тогда, когда ещё не могут говорить. Рисунок становиться символическим выражением речи карапуза, отражением его внутреннего мира. И так важно в этот главный момент в жизни малыша поддержать его, создать ребёнку такие условия, где бы он мог свободно и с интересом развиваться.
Публикация «Особенности организации работы педагога с детьми раннего возраста по изобразительной деятельности» размещена в разделах
Творчество детей - это мир ярких, удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности. Многие родители считают: главное - восхищаться любыми детскими рисунками, оберегая «внутренний мир» малыша, давать возможность без всякого вмешательства с их стороны выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Конечно, не следует навязывать ребенку свое видение, свои вкусы, но обучать основным изобразительным навыкам и умениям необходимо. Правильное педагогическое руководство «рисованием» с учетом желаний и замыслов ребенка способствует развитию у него устойчивого интереса к изобразительной деятельности, формирует склонности, способности.
Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.
Изобразительная деятельность детей раннего возраста - это активное вхождение в образ, когда мазки, линии, формы «оживают». Рисование развивает мелкую моторику и помогает развитию речи. Но чтобы творческий процесс увлёк и порадовал малыша, нужно обязательно использовать во время занятий рисованием игровые приёмы.
Целью такой работы является развитие интереса к действиям с различными изобразительными материалами и формирование умения увидеть ассоциативный образ в пятнах, мазках и линиях, создавать образ по замыслу.
Основные задачи, стоящие перед воспитателем, это:
Развивать у детей интерес к действиям с изобразительными материалами и необходимых движений руки, обучать их тому, чтобы правильно держать кисть и карандаш и владеть другими изобразительными инструментами.
Создать условия для зарождения и развития изобразительной деятельности.
Малыш перекладывает карандаши, шуршитлистом бумаги,двигая его по столу, стучит по нему ладошкой, прислушивается к звукам. Не зная назначения карандаша и бумаги, он выполняет с ними только игровые действия. Изображения предметов пока еще нет. И если на бумаге случайно появляются какие-нибудь штрихи и точки, они не привлекают внимание ребенка. При отсутствии руководства со стороны взрослых такая манипулятивнаядеятельность может продолжаться довольно долго - в течение всего второго года жизни.
В 15 месяцев ребёнок держит карандаш и оставляет им «следы» на бумаге. Совершает «открытие» - карандаш (фломастер) рисует. Знакомится с карандашом: рассматривает, находит «заостренный» конец, постукивает и двигает им по бумаге.
В полтора года его «рисунок» носит спонтанный характер. След карандаша служит стимулом, поддерживающим желание увлеченно рисовать. Возникает процесс объединения умений руки действовать карандашом и результата-изображения, полученного на бумаге.
В два года малыш контролирует свои движения карандашом, создает «каракули» в пределах листа. Это новый этап в рисовании - первый шаг в овладении «техникой рисования». Спонтанная деятельность переходит впреднамеренную. Заканчивается период хаотичных «каракуль», ребенок начинает проводить отдельные линии (горизонтальные, вертикальные), проводит линии по подражанию в зависимости от задания взрослого. Рука формируется и совершенствуется.
Постепенно ребенка начинает привлекать рисование красками. Он ритмично наносит мазки по всему листу или закрашивает его полосками, не оставляя «белых пятен». Характер таких первых цветовых «композиций» различен. Одни дети предпочитают крупные цветовые пятна, другие - небольшие пятнышки.
Работу по изодеятельности с детьми раннего возраста необходимо организовывать по следующим направлениям:
развитие интереса к действиям с различными изобразительными материалами,
формирование умения увидеть ассоциативный образ в пятнах, мазках и линиях, создавать образ по замыслу.
Последовательность игр-занятий определяется прежде всего особенностями названных материалов- в первую очередь детей знакомят с такими, которые оставляют яркий след на бумаге.
У детей 2-го года жизни отсутствует, что вполне закономерно, намерение изобразить что- то, но они, и это главное, получают удовольствие от своих движений и возможностей воздействия на материал. В возрасте 1 года 5 месяцев - 1 года 6 месяцев у детей возникает желание получить на бумаге яркий след, что и побуждает их осваивать новые материалы.
Движения рукой изменяются постепенно: от произвольных (неотрывных) к более организованным (раздельным). Это связано с совершенствованием у детей координаций руки и глаза; при этом выполнение раздельных движений сопровождается движением глаз, но не регулируется им.
Постепенно изменяется и направление линий. Они становятся всё более разнообразными: горизонтальными, закругляющимися, перекрещивающимися, зигзагообразными, диагональными.
Для развития движений руки и обучения умению правильно держать кисть нужно использовать метод совместных действий педагога и ребёнка-«сотворчество» (Т. Г. Казакова, помогающий вызвать у детей желание участвовать в совместном рисовании.
Обучая их владению кистью, используется такой приём, как показ действий: детям 3-го года жизни необходим пример для подражания, который помогает увидеть процесс возникновения пятен, линий, мазков. Этот приём не только обеспечивает обучение пользованию кистью, но и служит «ориентиром действий» с кистью и краской, становится «толчком к самостоятельным действиям детей» (Т. Г. Казакова) и способствует формированию самостоятельных действий на последующих этапах развития рисования. В ходе показа каждое действие называется.
Умением действовать кистью ребёнок овладевает не сразу. В процессе работы с неуверенными детьми возникает необходимость метода «пассивных движений» (Т. С. Комарова) : педагог вкладывает кисть в руку ребёнка и, не выпуская её, рисует вместе с малышом, чтобы он чувствовал движение кисти и его направление.
В раннем возрасте рисование «тесно связывается с игровой деятельностью, часто ею стимулируется» (Е. А. Флёрина). Кисть, как инструмент для творчества, в игре превращается в предмет. Эксперимент с краской с помощью кисти становится игрой с художественными материалами - основным «художественным» занятием детей 3-го года жизни. Такая деятельность отвечает их возможностям. Игра, в которой дети осваивают новые материалы, делится на несколько этапов:
- рассматривание кисточки и баночки с краской;
- ритмические действия кистью на бумаге;
- ориентировка на бумаге.
В каждой игре с художественными материалами бумага для детей является местом действия, а значит, рисование не вычленяется из игровой деятельности. Рисование гуашью как двигательная сенсомоторная игра, и рисование как изображение на занятиях сосуществуют. И тогда игры обретают изобразительный смысл, а дети получают удовольствие и от своих движении, и от возможности воздействовать на материал (краску) инструментом (кистью).
Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыш знакомится с их свойствами и качествами. Это очень полезное занятие для будущего художника! Через такие незатейливые манипулятивные игры кроха постепенно переходит к использованию художественных материалов по назначению.
Эмоциональное отношение к изображаемому выражается у ребёнка в том, что малыш во время рисования действует как в реальной ситуации. Так, изобразив человека - головонога, он разговаривает с ним, как с живым, и это доставляет ему большое удовольствие.
В раннем возрасте непосредственность детских реакций, эмоциональность свидетельствуют о начальных творческих проявлениях. Поэтому считаю, что так важно, чтобы в процессе рисования ребенок мог свободно пользоваться художественным материалом, передавая образы предметов, явлений ритмом мазков, штрихов, цветовых пятен. Они привлекают внимание ребенка и вызывают у него радость, желание повторить рисунок. Цвет - основное выразительное средство. Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем в рисовании карандашами.
Постепенно малыши приобретают и навыки композиционного расположения: от хаотичного разброса штрихов и мазков переходят к более четкому заполнению пространства листа, который становится местом действия изображаемых персонажей
Считаю, что у детей раннего возраста необходимо формировать предпосылки к творчеству, развивать способность передавать образ в рисунке. Малыши только начинают рисовать, и взрослому необходимо вызвать у них интерес к этой деятельности. Для этого необходимо постепенно знакомить ребят с различными художественными материалами,учить правильно держать карандаш, кисть в правой руке, аккуратно пользоваться водой и красками.
При обучении детей раннего рисованию важен метод совместных действий взрослого и ребенка- сотворчество. Поэтому нужно стараться находить различные формы совместных занятий. Так, используя фольклор, играя в «ладушки» или «сороку», развиваются речевые и двигательные навыки малыша. Такие формы совместных занятий требуют внимания и подготовки, так как надо не только позаботиться о том, чтобы ребенку было интересно, но и воспитать у него желание самому участвовать в процессе совместной деятельности. Тогда ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее.
Маленьких детей особенно увлекает процесс изображения, если он проходит в новых, необычных условиях. Во время летней прогулки можно рисовать палочкой на земле домик, предлагая ребенку «войти» в него (поехать в нарисованной машине). С помощью разнообразных форм малыши печатают на песке рыбок, лошадок, цветы и т. д.
Итак, овладевая изобразительно-выразительными средствами в раннем возрасте, ребенок приобщается и к элементарной творческой деятельности. Он получает возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Изодеятельность детей раннего возраста проходит сложный путь развития: от простейших действий карандашом, кистью к процессам образного воспроизведения очертаний, форм, реальных предметов. И в этом огромную роль играет воспитатель, который помогает развить предпосылки для дальнейшего творчества ребенка.