Инна Бедина
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
Что такое предметно-пространственная среда? Это система материальных объектов, которая создает благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, и склонностями в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, отражающей содержание их развития по разным направлениям.
Публикация «Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста» размещена в разделах
Организация развивающей среды в группах раннего возраста сопряжена с рядом особенностей, обусловленных спецификой развития ребёнка в этот возрастной период и его образовательными потребностями.
Отличительной и самой главной особенностью группы раннего возраста является так называемый адаптационный период. Этот период сложен как для малыша, так и для его близких, когда идет приспособление, привыкание ко всему новому, неизведанному, незнакомому очень важна специально подготовленная и созданная взрослыми, развивающая среда, которая играет решающую толь в жизни ребенка, впервые начавшего посещать ДОУ.
Заботясь о создании благоприятного психологического комфорта в группах раннего возраста, стоит выделить несколько принципов для создания предметно-пространственной среды.
- принцип широкого пространства. Т. к. в этом возрасте малыши большие «непоседы», ребенку должно хватать места для выполнения самых разнообразных движений, для реализации игровой деятельности разного рода, тем более, что координация движений у детей этой возрастной группы развита очень слабо.
- принцип вариативности наполнения среды. Она должна включат большое количество различных предметов, ориентированных на занятия детей. Особенно важно в период адаптации малыша.
- принцип яркости и насыщенности среды. Предполагается использование предметов мебели и иных объектов, окрашенных в яркие цвета. Это создает положительный эмоциональный фон, мотивирует ребенка к деятельности.
- принцип эстетичности оформления. С самого раннего детства педагоги должны прививать младенцу чувство прекрасного.
- принцип трансформируемости среды. Он предполагает изменение пространства в соответствии с изменением образовательной ситуации, интересов и потребностей детей.
- принцип полифункциональности среды. Он означает наполнение её такими объектами, которые могут быть использованы в нескольких вариантах.
- принцип стимулирования. Среда должна быть устроена так, чтобы стимулировать развитие детского восприятия, формировать сенсорное развитие, мелкую моторику.
- принцип доступности. Он означает свободный доступ ребенка к любым объектам: игрушкам, играм, материалам, используемым в детской деятельности. Этот принцип является основным в создании развивающей среды во всех возрастных группах.
- принцип безопасности. Вся мебель и объекты должны быть безопасными для использования детьми раннего возраста. Этот принцип предполагает исключение мелких предметов, острых углов, колющих предметов.
Детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает педагогам успешно решать педагогические задачи.