Виктория Фещенко
Особенности организации НОД по обучению лепке в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества.
Публикация «Особенности организации НОД по обучению лепке в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
Непосредственно образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду. Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС ДО традиционно НОД по лепки выделяется три формы организации обучения :
• индивидуальная форма позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми;
• подгрупповая работа обеспечивает взаимодействие детей в процессе обучения;
• фронтальная форма является чётко организованной структурой : простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; усвоения знаний; овладения умениями и навыками.
Содержание непосредственно образовательной деятельности по лепке осуществляется (реализуется) согласно требованиям ФГОС ДО:
o подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
o должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,
o направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;
o по возможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная);
o должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
o включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
o предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);
o имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).
НОД по лепке состоит из трех основных частей неразрывно связанных общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончание.
Структурный компонент Содержание Виды деятельности
Начало Предполагает организацию детей : переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут. • игровая;
• предметная;
• речевая.
Ход (процесс)
(основная часть) Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата. • учебная;
• игровая;
• художественная;
• речевая.
Окончание
(заключительная часть) Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности:
- в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. • игровая
• предметная;
• художественная;
• речевая.
В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности в лепке необходимо использовать:
• проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности, интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления);
• методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т. д. (в зависимости от возраста детей, в том числе общеучебных умений);
• сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;
• систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации;
• обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации);
• грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;
• осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.
В соответствии с ФГОС ДО во время непосредственно образовательной деятельности по лепке воспитатель использует способы организации детей старшего дошкольного возраста. Способ организации предусматривает – количественный состав детей в микрогруппе. Формирования миктогруппы воспитатель осуществляет с помощью определенных средств и способов.
Количественный состав детей в микрогруппе Средства и способы формирования микрогруппы
старшая группа (с 5 -6 лет)
• Пары
• Тройки
• Четвёрки • Сенсорные эталоны
• По желанию
• Наглядные модели
• Понятия, признаки, свойства, качества предметов и явлений
• Сравнение по схожести и различию • Продуктивного характера
(творческого)
• Анализ
• Синтез
• Сравнение
• Абстрагирование
• Обобщение
• Классификация
• Систематизация
Организуя НОД по лепке для детей старшего дошкольного возраста необходимо определить главную цель обучающего или развивающего характера. Например, во время обучающей непосредственно образовательной деятельности (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.
Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.
В соответствии с ФГОС ДОУ при постановке целей полезно учитывать следующие требования:
1. Главным основанием постановки целей непосредственно образовательной деятельности должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т. ч. временных, с другой.
2. Цели должны быть актуальными, т. е. отвечающими наиболее значимым проблемам.
3. Цели должны быть напряжёнными, но и реальными, т. е. находиться в зоне ближайшего развития ребёнка.
4. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно (включая уровень желаемого результата и возможность его достижения за время одного занятия, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они.
5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер.
6. Цели должны соответствовать основным ценностям ДОУ.
7. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими, что требует специальной работы по коллективной выработке целей и их согласованию.
8. Цель конкретной непосредственно образовательной деятельности должна подчиняться более крупным программным целям, долгосрочным ориентирам и устремлениям коллектива, ДОУ в целом.
9. Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т. д
Сформулировав цель, педагог должен ясно и конкретно представлять себе, что он намерен получить к моменту окончания непосредственно образовательной деятельности, какие показатели позволят ему убедиться в достижении этого результата, чем обоснован выбор именно этих показателей.
Алгоритм постановки цели в НОД по лепке :
1. Оценить имеющиеся проблемы в группе (расхождение между требуемым и имеющимся состоянием реализации программы) и определить главную.
2. Чётко сформулировать проблему.
3. Определить шаги (действия) по её решению, их последовательность.
4. Сформулировать точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
5. Оценить какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно реально осуществить в рамках одной непосредственно образовательной деятельности.
6. Сформулировать цель, содержащую описание эффекта от действий, которые мы планируем осуществить в рамках одной непосредственно образовательной деятельности.
Планируя НОД по лепке в старшей группе детского сада необходимо решить триединую задачу:
• Образовательную: повышать уровень развития ребёнка.
• Воспитательную: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
• Развивающую: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.
Для реализации поставленной цели, воспитатели в непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе детского сада используют различные методы.
В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов. Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе – метод беседа включает в себя распространённые приё мы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми. Одни и те же приёмы могут входить в разные методы обучения. Например, приёмы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.
Выбор метода обучения зависит от цели и содержания непосредственно образовательной деятельности. При обучении лепки ведущим методом станет упражнение, т. к. без этого нельзя научить детей лепить. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Главные методы обучения
Практические:
- опыт
- упражнение
- экспериментирование
-моделирование Наглядные:
- наблюдение
-демонстрация наглядных пособий Словесные :
-рассказ педагога
-беседа
-чтение художественной литературы
Игровые:
-дидактическая игра
-воображаемая ситуация в развёрнутом виде
Для успешного развития детей на занятиях лепки воспитателям необходимо мотивировать их, используя при этом игровые методы и игровую мотивацию.
Успешность формирования непосредственно образовательной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей во время непосредственно образовательной деятельности может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная; часто она побуждается внешними мотивами. Например, когда ребёнок не любит лепить поделки, но делает это, чтобы подарить маме. Получить похвалу – это тоже внешняя мотивация. Внутренняя мотивация у ребенка вызвана познавательным интересом: «интересно», «хочу знать (уметь)». Результаты непосредственно образовательной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.
Для успешного развития внутренней мотивации необходимо соблюдать правила, которые предусматривает ФГОС ДО:
• учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);
• мотивация должна быть экономной (2-3 мин, она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;
• завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.
Используя игровые методы необходимо учитывать построение способа овладение сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста – сюжетосложение. Сюжетосложение является основной игровой мотивацией в старшем возрасте, т. е. в игре главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности дети могут использовать небольшую атрибутику, устанавливать и менять роли. Так же введение в процесс обучения игры вызывает у детей:
• желание овладеть предлагаемым учебным содержанием;
• создаёт мотивацию учебной деятельности;
• позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку;
• доставляет удовольствие от полученного результата, а также возможности использования его в игре по окончании непосредственно образовательной деятельности.
Планирование результативности непосредственно образовательной деятельности по лепке в старшей группе детского сада предусматривает:
1. Обобщение полученных знаний и умений, оценку их освоенности.
2. Анализ результатов групповой и индивидуальной работы.
3. Внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.
Основные функции оценочных воздействий в соответствии с ФГОС ДО:
• ориентирующая заключается в том, что ребёнок вследствие педагогической оценки осознаёт собственные знания, результаты своего учения;
• стимулирующая определяет переживание ребёнком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.
В конце непосредственно образовательной деятельности по лепке со старшими детьми формируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке непосредственно образовательной деятельности. Так же особое внимание уделяется формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Задача взрослого – научить детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Проанализировав организацию НОД по обучению лепке в старшем дошкольном возрасте в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ можно выделить необходимые советы воспитателям:
• Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.
• Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.
• Подводите детей к выводам, обобщениям.
• Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
• Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.
• Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.
• Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей.
• Чаще обращайтесь к детям с просьбой - уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно, объяснить по-другому.
• После выполнения детьми заданий поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.
ФОГС ДО в НОД не отменяет использования разных методик обучения.
Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.
Методика обучения – это свод правил, приемов и средств, с помощью которых многолетний опыт передается от одного поколения другому. При этом формируется опыт жизнедеятельности людей.
Более подробно мы познакомимся с методикой отечественного педагога Т. С. Комаровой по обучения лепке детей старшего дошкольного возраста,
По мнению Т. С. Комаровой методика обучения на занятиях по лепке для детей старшего возраста заключается в использовании методов и приемов, направленных на формирование у детей знаний, умений, навыков. В советской дидактике приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Находясь в диалогическом единстве, методы и приемы обучения могут переходить один в другой. В процессе непосредственного восприятия предметов и явлений дети приобретают знания из рассказа взрослого, который пользуется наглядными, словесными и практическими методами. В настоящее время педагоги по обучению детей на занятиях используют следующие методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический и метод проблемного изложения. От методов и приемов зависит успех воспитания и обучения детей. На основе данных методов и приемов строится методика обучения детей старшего возраста на занятиях по лепки.
Для успешного обучения автор Т. С. Комарова рекомендует перед началом занятия, хорошо подготовится воспитателю:
• в выборе объекта;
• продумать, как к нему лучше подойти, чтобы детям было хорошо видно все его части;
• какие вопросы необходимо будет задать детям, чтобы направить их внимание на то, что нужно будет передать в лепке;
• наблюдение за объектом проводить живо, эмоционально, пробуждая эстетические чувства детей.
В начале занятия воспитатель должен обеспечить детям эстетическое восприятие и содержание предстоящей работы, для реализации этого необходимо использовать объяснительно-иллюстративный метод. Суть данного метода заключается в наблюдении и обследовании детьми предметов, игрушек, готовых построек, которые несут в себе информацию. Так же благодаря данному методу педагог на занятиях по лепке использует эпитеты, сравнение, тексты стихотворений и песен, что позволять детям не просто отчетливо представить предмет, явление, а получить образное яркое представление, возбуждающее фантазию ребенка.
Т. С. Комарова рекомендует использовать объяснительно-иллюстративный метод на занятиях по лепке в старшей группе детского сада, который позволяет детям во время беседы устанавливать связь с новым образом и тем, что они уже лепили раньше, используя при этом способы, которыми они овладели.
Разрабатывая методику занятий по лепке в старшей группе, Т. С. Комарова говорит о том, что детей не только надо научить создавать изображения, но и вооружить опытом творческой деятельности. Для активизации творческой деятельности у детей автор использует эвристический и исследовательский методы, которые направлены на обучение поискам самостоятельного решения задач, возможных вариантов, развитие творческого мышления и воображения.
Используя эвристический метод на занятиях по лепке со старшими детьми, педагог предполагает поэлементное обучение чертам творческой деятельности. Исследовательский же метод побуждает детей в лепке выполнять творческие задания, создавать собственный замысел. Формирование замысла активизирует, мобилизует у детей старшего возраста весь предшествующий опыт и направляет на решение новых задач.
Т. С. Комарова говорит о том, что исследования Г. Г. Григорьевой показали, на занятиях по лепке со старшими детьми необходимо использовать игровые приемы, которые повышают интерес детей к лепке, так же создается положительный эмоциональный настой, желание лепить, повышается эффективность обучения. Игровые приемы обучения применяются внутри разных методов. Благодаря этому повторения и упражнения, проводимые в игровой форме, не становятся однообразными и скучными, также повышается эффективность усвоения материала.
Т. С. Комарова рекомендует педагогам на занятиях по лепке сочетать разные методы, так как они способствуют решению сразу нескольких задач.
Таким образом, данная методика повышает процесс обучения и воспитания у детей старшего дошкольного возраста.