Приложение МААМ

Особенности организации музыкальных занятий для детей с ТНР

Миронычева Ольга
Особенности организации музыкальных занятий для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

О. А. Миронычева, музыкальный руководитель

Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования является одной из основных целей работы коррекционного детского сада. Обычная методика музыкального воспитания не совсем подходит для работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи из-за особенностей развития этих детей.

Публикация «Особенности организации музыкальных занятий для детей с ТНР» размещена в разделах

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. В пении такие дети отличаются вялостью лицевых мышц, нижней челюсти, зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания. Дети не поют, а говорят, не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука. Плохо запоминают тексты песен, не согласовывают движения с музыкой, пением, словом. Затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Следовательно, возникает необходимость внесения в музыкальные занятия специальных упражнений на развитие дыхания, упражнений на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, координации движений, упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма.

Помимо общих задач музыкального воспитания наша работа направлена на решение коррекционных задач, таких как: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера; развитие памяти, внимания, мышления; укрепление, тренировка двигательного аппарата.

Работа по музыкальному воспитанию детей в логопедических группах осуществляется по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (музыкально-ритмические упражнения, танцы, хороводы, музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах. Помимо этого в занятия включаются речевые игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания.

Остановимся на них подробнее:

1. Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности. Оно лежит в основе других видов музыкальной деятельности и является ведущим.

В своей работе мы применяем принцип активного слушания. Музыкальное восприятие становится более осознанным, если прослушивание пьесы сопровождается действиями детей : музыкальными движениями (хлопки, притопы и др., игрой на музыкальных инструментах, дирижированием, звукоподражанием. Так, при прослушивании пьесы Сен-Санса «Королевский марш льва» дети рычат, как лев; при прослушивании «Марша деревянных солдатиков» Чайковского легко «маршируют» пальчиками по коленям, оркеструют нежную музыку «Вальса» Майкапара колокольчиками и треугольниками.

Для слушания детям с ТНР предлагается доступный по содержанию музыкальный материал. При организации слушания музыки применяется наглядно-слуховой (живое исполнение музыки или ее звучание в записи) и наглядно-зрительный (использование картин, рисунков, видеозаписей) методы.

Большую роль в слушании музыки играют дидактические игры. Например, для определения жанра пьес «Вальс» (Д. Кабалевский, «Марш» (Д. Шостакович, «Колыбельная песенка» (Г. Свиридов) применяется музыкально-дидактическая игра «Что дети делают в домике?», для определения характера музыки - игра «Солнышко и тучка» и т. д.

2. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песни необходимо подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Для выбора песен необходимы: соответствие возрасту, простота и запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования.

На музыкальных занятиях перед пением для развития дыхания используются игры– упражнения из комплекса дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики», «Кошка» и др. Во время пения нужно следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Чтобы помочь детям научиться правильно дышать во время пения, мы выбираем песни с короткими музыкальными фразами.

На первом этапе работы над песней применяются наглядный и словесный методы. Так как у детей с нарушением речи нарушено фонематическое восприятие, смысл многих фраз и выражений дети не понимают. Поэтому нельзя начинать разучивать песню, пока не будет проведена предварительная словарная работа и текст не будет понятен каждому ребенку. При разучивании песни большое внимание уделяется показу четкой артикуляции. В качестве подготовки к пению можно использовать упражнения артикуляционной гимнастик: «Часики», «Трубочка», «Улыбка».

На втором этапе работы над песней дети осваивают певческие навыки, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. Для успешного усвоения этих навыков используются показ движения мелодии рукой, прохлопывание ритма, графическое изображение, дидактические игры и др. Очень полезно пропевать мелодию песни на на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру».Это способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ.

На третьем этапе работы над песней идет ее закрепление и работа над выразительностью исполнения.

3. Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. Очень большое значение этот вид исполнительской деятельности имеет в логопедических группах: он оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Снижается возбудимость и нервозность дошкольников.

В упражнениях часто используются предметы: мячи, флажки, султанчики, платочки, погремушки, ленточки и т. д. Применение таких атрибутов способствует развитию мелкой моторики и дает возможность максимально разнообразить детские игры и пляски. Движения детей с речевыми проблемами по объему весьма ограничены, невыразительны. Музыка в сочетании с яркими разнообразными пособиями и игрушками вызывают у детей желание играть, выполнять упражнения, танцевать.

При выборе танца важен правильный выбор музыки. Музыка должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. Следует также учитывать двигательные навыки детей : справится ли большинство из них с движениями? Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки, а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве.

Танцы, игры с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения. Они могут использоваться и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще, чем другие виды танцев.

Игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.

Для развития танцевально-игрового творчества рекомендуется проводить досуги с играми, пением, инсценировками песен, создавать условия для самостоятельной музыкальной деятельности.

Например, для развития выразительности движений и самостоятельности игровых и танцевальных образов детям можно предложить песню на слова Е. Макшанцевой, музыка А. Филиппенко «Песенка о зверятах». Эту песенку дети с удовольствием инсценируют, изображая разных животных.

Пастушок проснулся поутру

Заиграл на дудке: Ту-ру-ру!

Пастушку мы будем помогать,

Пастушку мы будем подпевать!

На лугу коровка: «Му-му-му!»

Розовые свинки: «Хрю-хрю-хрю!»

А козел рогатый: «Ме-ме-ме!»

А баран б-о-д-а-т-ы-й: «Бе-бе-бе!» Быстрые синички: «Цвики-цвик!»

Воробьи запели: «Чик-чирик!»

Замяукал котик: «Мяу! Мяу! Мяу!»

А собака лает: «Гав! Гав! Гав!»

Из леса кукушка - все: «Ку-ку! Ку-ку!»,

Петушок веселый спел: «Ку-ка-ре-ку!»

А в саду зеленом детвора

Распевает песни: «Та-ра-ра!».

4. Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, приобщающий их к совместному коллективному музицированию, развивающий их творческие способности.

На музыкальных занятиях для развития звуковысотного слуха используют металлофон. Поставленный наклонно, он может стать «музыкальной лесенкой» : дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, в игре «музыкальное эхо» один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет. Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов, но и сходных по тембру и характеру звучания, например, бубенцов и бубна. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игры типа «холодно - горячо»).

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки, например, при игре молоточком на металлофоне; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической стороны речи при импровизации ритмических и мелодических попевок и игре в ансамбле.

Особенная организация музыкальных занятий для детей с ТНР является одним из важнейших условий исправления речевых и двигательных недостатков детей, способствует преодолению речевой патологии. Кроме того, музыкальные занятия оказывают воздействие на общее развитие детей : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, познавательная сфера, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Публикации по теме:

Цикл музыкальных занятий для детей 4–5 лет «Музыка лета» Хотя сейчас не пахнет в воздухе даже весной, а я предлагаю окунуться в летнюю радость! Ведь лето - это напоенный ароматами трав воздух,волнующее.

Конспект из цикла музыкальных занятий, посвященных летнему периоду «На лугу» для детей младшего и среднего возрастаКонспект из цикла музыкальных занятий, посвященных летнему периоду «На лугу» для детей младшего и среднего возраста «На лугу» (Сюжет этого занятия подходит младшему и среднему дошкольному возрасту) (Все действие начинается в группе, муз. рук-ль здоровается.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Кукла-ёлочка — помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастер-класс. ВидеоКукла-ёлочка — помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастер-класс. Видео Кукла - ёлочка, помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастеркласс. К новогоднему утреннику подготовка долгая. Порой.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации музыкальных занятий для детей с ТНР
Опубликовано: 29 ноября 2022 в 15:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации музыкальных занятий для детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Миронычева Ольга (УИ 1327162) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД