Ирина Муквич
Особенности организации диагностической работы в условиях массовых групп детского сада
▼ Скачать
По обращению воспитателей, родителей детей нашего сада была проведена диагностическая работа с целью определения состояния речевого развития детей массовых групп. Трудность была в том, что времени на тщательную проверку было мало, т. к. дети должны больше времени проводить на свежем воздухе и их день достаточно насыщен образовательными формами работы. Поэтому мы решили меньше загружать детей и проводить диагностику по возможности в естественной обстановке: во время режимных моментов, занятий воспитателя, музыкальных занятиях, во время прогулки. Посещения занятий не ставили целью найти недочёты в работе воспитателей, а посмотреть общение детей, умение регулировать своё поведение, концентрировать внимание, включаться в работу, правильно воспринимать инструкции и реагировать на них, объём и качество словарного запаса, определить уровень ближайшего развития и наметить индивидуальные формы работы. Все спорные вопросы уточнялись на прогулке, при непосредственном общении с детьми.
Публикация «Особенности организации диагностической работы в условиях массовых групп детского сада» размещена в разделах
Проведя мониторинг речевого и общего развития детей всех групп нашего сада, мы вместе с психологом выступили на педсовете нашего учреждения, т. к. встал остро вопрос низкого уровня речевого развития большинства детей.
По итогам проверки выяснилось, что более 50% детей средней группы (возраст от 4до 5 лет) имеют те или иные нарушения звукопроизношения. В этих случаях нарушено произношение по всем основным группам звуков. Более 70% детей этого возраста имеют проблемы с формированием лексико-грамматической стороны речи. Это проявилось в бедности словаря, неточностях употребления значений слов, в неправильном употреблении большинства предлогов, в несформированности навыков словоизменения. Но самой большой проблемой по всем группам оказалась проблема развития связной речи.
Не намного лучше обстояли дела и в старшей группе нашего детского сада, за одним исключением: в связи с возрастом большинство звуков было уже сформировано, но очень много оставалось нарушений по группе «соноры»(до 30%) от всех детей. К этому ещё добавились и проблемы со словарём. Так как в этом возрасте к нему уже предъявляется больше требований: наличие определённого предметного, глагольного словаря; точность в употреблении значений слов, наличие слов-антонимов и синонимов и пр., то значительных подвижек к лучшему не наблюдалось. Аналогичная картина была выявлена и в подготовительной группе, где больше всего внимания обращалось на :
-умение детей правильно оформить свои мысли, правильно построить предложение,
- точно передать значение,
- использовать в речи слова-признаки,
- употребление предложений различной структуры,
- умение планировать высказывания при составлении рассказов, пересказе и пр.
Все специалисты отметили низкий уровень развития связной речи детей.
Все эти результаты имеют определённое объяснение, которое уже ни раз было озвучено специалистами из различных областей и образования, и медицины, и социологии. Это, прежде всего, низкий уровень жизни основной части населения, а прежде всего молодёжи, которые вынуждены работать на износ, на грани своих сил, а на непосредственное, спокойное, положительно эмоционально окрашенное общение ни сил, ни времени уже не остаётся; кроме того, сам уровень общей культуры и образованности родителей оставляет желать лучшего.
Всё это заставило нас срочно принимать какие - то кардинальные меры. Опираясь на опыт работы в коррекционных группах, мы наметили ряд мероприятий:
- осуществлять мониторинг речевого развития в массовых группах 3 раза в год : стартовый- в начале учебного года (сентябре, промежуточный (в феврале, итоговый (в мае);
- на основании полученных результатов, учитывая особенности программ массовых групп и возможностей воспитателей разработать перспективный план в каждой возрастной группе по преодолению возникших у детей трудностей. Особое внимание было уделено работе по звуковой культуре речи, развитию правильного речевого дыхания, формированию фонематического восприятия на материале различных звуков и навыков звукового анализа и синтеза; развитию чувства ритма. В работу по этим разделам были включены музыкальный руководитель, инструктор ФК. И, естественно, был подобран, распечатан примерный словарь, который должны были использовать в свое речи по возможности все специалисты, работающие с детьми группы. Так же были даны рекомендации воспитателям массовых групп по проведению различных бесед с детьми в повседневной жизни.
Детей, имеющих наибольшие трудности, направили на городскую ПМПК. Целью промежуточного мониторинга было определение результативности намеченной работы и внесение корректировок (при необходимости).
Итоговый мониторинг убедил нас в том, что работа, которую мы проводили в нашем учреждении в течение всего года, несомненно, имеет положительные результаты и в необходимости её продолжения.