Елена Кирюшина
Особенности обучения сенсорного развития детей в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Как раз на сенсорном развитии я сосредоточила свое внимание. Потому что сенсорное развитие имеет большое значение у ребенка на раннем этапе развития. Сенсорное воспитание, направленное на воспитание целостного восприятия окружающей действительности, формирует основу познания мира, первой ступенью которого чувственный опыт.
Публикация «Особенности обучения сенсорного развития детей в младшей группе» размещена в разделах
Занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.
2
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста ориентировки в предметном окружении, не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает работу, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно.
3
Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качества, служащие решению ряда сходных задач.
Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.
В своей многолетней практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системной, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую деятельность.
Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов.
Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего условия эталонов, т. е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств.
Накопление сенсорных представлений не может быт обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3 – 4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомство с цветом, формой, величиной охватывающего, по возможности, все основные варианты.
Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный, 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал
Следовательно, в программу систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить перечисленные выше цвета. Однако следует отметить, что голубой цвет воспринимается даже значительно более старшими детьми не как самостоятельный цветовой тон, а как оттенок синего, поэтому одновременное введение синего и голубого цвета может существенно затруднить формирование четких цветовых представлений.
5
Следовательно, рациональнее остановиться на восьми цветах. (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и двумя величинами (большой, маленький).
I. Задания на выполнение предметных действий.
Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.
Задача детей является фокусирование внимание на свойствах предметов, выработка у них простейших приемов установления сходства и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В процессе обучения детям говорят слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.
2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Целью обучения является воспитание у детей навыка соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями.
Методика проведения занятий в младшей группе
При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. Конспекты рассчитаны на обучение самых маленьких ребят. С более старшими объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания им может быть предложено большее количество дидактического материала.
Число занимающихся может быть разным – от 3 – 4 до 6 – 8, в зависимости от возраста и степени обученности.
Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей.
На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков.
В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
8
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисование красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как
Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автоидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнять задание правильно. Более сложными становятся и движения рук детей. Если раньше ребенок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнездах, то теперь, чтобы «посадить» в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания.
Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету становятся доступным детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действия. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их величину, форму или цвет.
Первоначально детям предлагают дополнительные ориентиры: на узкой дорожке раскладывать маленькие кружки, на большой – большие. Малыши довольно быстро привыкают к заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.
план по взаимодействию с родителями, по сенсорному развитию детей
Познакомить родителей с обучающей литературой «Учись, малыш! Цвета и формы» (Автор С. Буланова).
Показ родителям Блоки Денешам, знакомят детей с фигурами.
Показ родителям палочки Х. Кюизенера, знакомство с цветом, величиной, формой, выкладывание из палочек фигуры (треугольник, круг, квадрат).
Показ родителям разукрашен, где можно разукрашивать геометрические фигуры.
Показ родителям литературы «Пальчиковые игры» по развитию мелкой моторики и речи детей (Автор Е. Б. Швелева).
Познакомить родителей с дидактическими играми по развитию сенсорного воспитания детей.