МААМ-картинки

Консультация «Особенности обучения конструированию в группе раннего возраста»

Марина Бачкина
Консультация «Особенности обучения конструированию в группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовил: воспитатель Бачкина Марина Николаевна

Задачи.

Образовательные:

1. Познакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой).

2. Познакомить с объёмными геометрическими формами (кирпич, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, входящими в состав строительных наборов или конструкторов.

3. Учить размещать в пространстве различные геометрически тела.

4. Учить выделять геометрические формы в знакомых объектах.

5. Познакомить с приёмами, используемыми в конструировании.

Публикация «Консультация „Особенности обучения конструированию в группе раннего возраста“» размещена в разделах

6. Учить экспериментировать с бумагой, природным, бросовым материалами в процессе создания элементарных поделок.

7. Учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины).

8. Учить выделять знакомые образы в постройках и поделках.

Развивающие:

1. Формировать чувство формы при создании элементарных построек и поделок.

2. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

3. Способствовать развитию внимания, памяти.

4. Формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу.

Воспитательные:

1. Вызвать интерес к конструктивному экспериментированию.

2. Воспитывать умение слышать словесные указания педагога, его инструкции, характеристики.

3. Воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.

Особенности обучения.

Конструирование детей раннего возраста напоминает игру-экспериментирование, в которой дети изучают свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. Трехмерный объём продуктов конструирования даёт возможность детям более тщательно обследовать все детали, из которых планируется создавать конструкцию.

В процессе обучения, где ведущим методом является игра, целесообразно не просто демонстрировать различные фигурки, но и как можно чаще называть, давать им образную характеристику, которая помогает детям быстрее включать обследуемые материалы в собственный замысел. Важно активизировать все анализаторы, с целью формирования более полного представления о конструировании.

В раннем возрасте дети, начиная с 1-го года, дети способны идентифицировать геометрические формы, не называя их, но выделяя задаваемую форму из множества других. Данный факт свидетельствует о том, что объемные геометрические тела, не только могут предметами манипуляции и игры детей в этом возрасте, но объектом изучения. Умение выделять форму, а в последующем и называть её облегчает процесс обучения конструированию на более поздних этапах, где педагогу не нужно будет вести подготовку в двух направлениях: ознакомление с формами и формирование умения создавать из них различные постройки. В этом случае педагог может использовать словесную инструкцию, с указанием на необходимые формы, а не подробный показ, поясняя значение выбора определённых форм для конкретной постройки. Ведь дети уже оказываются подготовленными к работе с этими формами, поскольку знают их свойства и признаки. Больше времени остаётся на сам процесс творческого конструирования. Не стоит облегчать то, что и так просто. Как показывает практика, в игре дети приобретают множественные умения, которые мы, взрослые, не всегда разумно используем для их творческого становления. Мы всё время опасаемся, что дети не поймут, не смогут, не справятся. Но при этом мы даже иногда и не пробуем дать им то, в чём они так нуждаются. Зачастую чтобы уложиться во времени, отведённом на занятие, мы стареемся сократить до минимума деятельность ребёнка, а это кардинально неверный подход. Не стоит жертвовать возможностью сформировать какое-то умение ради эффектности поделки. Пусть конструкция (поделка) первоначально будет иметь корявый вид, мало чем напоминающий, может быть, реальный объект, но зато она будет свидетельствовать о том пути, который ребёнок прошёл. И здесь важно подчеркнуть его достижения, указав на перспективу дальнейшего движения.

Разработки занятий

Обучение малышей от 1 г. 6 мес. до 2 лет проходит на занятиях, которые про водятся один раз в неделю по 10 мин (по подгруппам).

От 1 г. 6 мес. до 2 лет малыши учатся ставить кирпичики вначале на длинную узкую сторону (забор, потом – на короткую (высокий зaбop, делать простейшие перекрытия на устойчивой основе (скамейка) и менее устойчивой (ворота).

Закрепление конструктивных умений у детей проводится в играх свободной деятельности. Нужно стремиться к тому, чтобы дети научились одну и ту же постройку сооружать по-разному.

Воспитатель учит малышей играть, не мешая, друг другу, делиться игрушками, переходить к краткому взаимодействию.

ь:

1. Познакомить детей со строительным материалом, не «опредмечивая» его.

2. Формировать умение пользоваться строительным материалом.

3. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные картинки.

4. Учить детей произносить звукоподражание «ку-ка-ре-ку».

Первые два занятия воспитатель строит сам, а дети, рассаживаясь вокруг стола, наблюдают, помогают: берут, ставят детали на указанное место. «Кто это так громко поет: ку-ка-ре-ку? Это петушок пришел к нам в гости. Вот он какой – масляна головушка, шелкова бородушка! Где же он у нас будет жить? Давайте построим ему домик». Воспитатель строит домик, пока не заостряя внимания на способах конструирования и названиях деталей. После окончания постройки она обыгрывается.

3 занятие.

Знакомство с кубиком.

Цель:

1. Познакомить детей с формой строительного материала – кубик.

2. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки.

3. Произносить звукоподражания.

На третьем занятии малышей учат совершать с деталями элементарные действия. Дети садятся за стол, перед ними кладутся кубики красного цвета. Воспитатель берет кубик и предлагает каждому найти такой же и поставить перед собой. Затем сажает на кубик петушка, дети повторяют его действие. «А теперь все ваши петушки запели: ку-ка-ре-ку. Мой петушок услышал песенку и пришел в гости к вашим петушкам. Здравствуй, Олечкин петушок! Здравствуй, Танечкин петушок!» И т. д.

4 занятие.

Постройка башни.

Цель:

1. Научить детей устойчиво и ровно ставить кубик на кубик.

2. Дать понять детям, что постройку можно использовать для игры.

3. Закрепить понимание слов «построить», «кубик», «башня».

4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

На следующих занятиях педагог учит детей сооружать башню по показу, подробно объясняя процесс ее возведения (используются синие кубики) : «Я беру кубик, ставлю его перед собой на столе. Теперь беру еще один такой же кубик и ставлю его вот так на тот кубик, подравниваю. Теперь беру еще один и ставлю сверху, тоже подравниваю. Вот какая башня получилась! Кто хочет построить такую же?»

5 занятие

Продолжение строительства башни.

Дети продолжают учиться строить башенку из трех желтых кубиков. Воспитатель еще раз подробно показывает и объясняет, как это делать: «Кубик на кубик, кубик на кубик – вот и получилась башня». Малышей следует поупражнять в названии постройки: «Танечка, что это у меня? Правильно, башня, а что у тебя? Правильно, тоже башня». Можно использовать прием поэтапного конструирования : «Я взяла кубик, и Наташа возьми, и Саша…»

6 занятие

Продолжение строительства башни.

Построение башенки из четырех кубиков зеленого цвета.

7 занятие

Знакомство с кирпичиком.

Цель:

1. Познакомить детей с формой строительного материала – кирпичик

2. Учить детей накладыванию кубика на кирпичик.

3. Закрепить понимание слова «башенка».

4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

Малышей учат строить башенку из четырех красных кирпичиков и украшать ее кубиком красного цвета. При этом обращается внимание, что кирпичики красные и кубик тоже красный. Они одинакового цвета. На этом занятии прием поэтапного конструирования уже можно не использовать.

8 занятие

Постройка дорожки

Цель:

1. Научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности.

2. Закрепить понимание слова «кирпичик».

3. Активизация речи детей.

4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

Построение дорожки (из зеленых кирпичиков) для куколки или зайчика. Воспитатель подробно объясняет, как прикладывать кирпичики друг к другу (короткой узкой гранью, как их выравнивать. Выложив дорожку, ребенок ставит по краям елочки. Воспитатель подчеркивает, что дорожки и елочки одинакового цвета. Предлагает поводить по дорожке куколку (берет ее за одну руку, а ребенок – за другую) или зайчика. Постоянно активизирует речь детей: «Что ты построила, как зовут твою куколку, что твоя куколка делает?»

9 занятие

Продолжение постройки дорожки.

Строительство узких длинных дорожек из желтых кирпичиков.

10 занятие

Продолжение постройки дорожки.

Строительство широкой красной дорожки. Предварительно воспитатель выкладывает две дорожки – одну желтую, узкую (как строили на прошлом занятии, другую красную, широкую (из шести кирпичиков). Обращается внимание детей, что дорожки разные, сегодня они будут строить другую дорожку – красную. Показываются приемы работы, объясняется, что прикладывать кирпичики друг к другу теперь нужно по-другому (длинной узкой гранью) : «Кирпичик к кирпичику, кирпичик к кирпичику – вот и получилась дорожка!»

11 занятие

Продолжение постройки дорожки. Игра

Цель:

1. Закрепление приобретенных навыков.

2. Формировать у детей контакты друг с другом.

1. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

Каждому ребенку предлагается построить дорожку определенного цвета и подобрать клубочек (мячик, шарик) такого же цвета. В конце занятия педагог предлагает поиграть с клубочками: «Все ребята будут сейчас котятами, а котята любят катать клубочки, я буду мама-кошка. Котик Вовочка, лови свой клубочек». Обычно детей забавляет эта игра. Игру можно провести и сразу после занятия. Дети строят на полу дорожки, садятся с противоположных концов и прокатывают клубочки (мячики) друг к другу. Благодаря таким приемам дети учатся вступать в контакты друг с другом.

Самостоятельное строительство знакомого предмета (стол, стул, кресло).

Цель:

1. Закрепление приобретенных навыков.

Воспитатель перед каждым ребенком кладет детали (у одного красного цвета, у другого желтого и т. д.) и предлагает построить, кто что хочет: «Вот какой у Тани красный стул, а у Вовы – синий стол! Угадайте, что я построила». (Строит известный детям предмет мебели, сажает на него матрешку и предлагает детям построит такой же).

В конце занятия педагог соединяет три стульчика, построенных детьми, и кладет куколку: «Угадайте, что я построила». Если дети не угадывают, подсказывает, что это диван. Предлагает построить такой же и уложить на него спать куколку. (Игрушки подбираются такие, чтобы они соответствовали размерам детских построек).

Постройка диванчика

Цель:

1. Учить строить диванчик.

2. Учить понимать и называть слово «диван».

3. Учить играть с постройками.

4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

Постройка делается из двух крупных кирпичиков. Один кладут на стол плашмя, другой ставят на длинное ребро и придвигают вплотную к первому.

Постройка кроватки

Цель:

1. Учить строить кроватку.

2. Учить понимать и называть слово «кровать».

1. Учить играть с постройками.

2. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

Постройка делается из трех крупных кирпичиков – один кладут плашмя, два других ставят на меньшее ребро и придвигают с двух сторон в виде спинок.

Постройка машины

Предварительно с детьми рассматривают игрушечные машины, иллюстрации, играют в игру «Воробышки и автомобиль».

Цель:

1. Научить детей устойчиво и ровно ставить кубик на кирпичик.

2. Закрепить понимание слова «машина».

3. Дать понять детям, что постройку можно использовать для игры.

4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

Педагог учит детей строить легковой (красного цвета) и грузовой (зеленого цвета) автомобили: «На маленький кирпичик я положила маленький кубик. Получилась маленькая машинка. Поехала маленькая машинка! (Продвигает ее). А сейчас навстречу маленькой машинке поедет большая машина. Вот как ее надо строить: положить крупный кирпичик, а на нее крупный кубик. Поехали мои машинки! Как машинки гудят? Би-би-би!» Построив машинки, дети «катают» на них маленьких матрешек.

Постройка автобуса

Цель:

1. Научить детей устойчиво и ровно ставить кубики на кирпичик.

2. Закрепить понимание слова «автобус».

3. Учить играть с постройками.

4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

Детей учат строить автобус, предварительно рассмотрев образец. Воспитатель продолжает учить накладывать на кирпичик кубики, приставляя, их друг другу: «Я возьму вот такой красный кирпичик, положу на него сначала один желтый кубик, рядом с ним еще такой же кубик и еще один. Подровняю, чтобы кубики на кирпичике лежали ровно, тесно друг к другу. Вот какой автобус получился! Поехал мой автобус!» Предлагает малышам сделать такой же и назвать свою постройку.

Постройка автобуса и машины по образцу

Цель:

1. Закрепление полученных навыков.

Воспитатель заранее строит автобус и грузовик из синих деталей. Если на прошлом занятии дети справились с заданием, то способы конструирования можно не объяснять, а помогать им вопросом, советом, действием (при необходимости).

В конце занятия дети «катают» на своих машинках мелкие игрушки.

Постройка поезда

Цель:

1. Научить детей устойчиво и ровно ставить кубики на кирпичик.

2. Закрепить понимание слова «поезд».

3. Учить играть с постройками.

4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

Последнее занятие по данной теме проводится в форме игры «Угадай, что я построила». Воспитатель кладет на кирпичик два кубика: «Это вагончик. Давайте все построим такие же вагончики. (В конце занятия педагог сдвигает их, соблюдая интервал в 1 см). Что это мы вместе построили?» Дети обычно догадываются: «Поезд». Можно провести подвижную игру «Поезд», сопровождая ее песней.

Постройка заборчика

Цель:

1. Научить детей устойчиво и ровно устанавливать кубики и кирпичики в ряд.

2. Закрепить понимание слова «забор».

3. Учить играть с постройками.

4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

Строительство заборчика из синих кирпичиков, стоящих на узкой длинной грани. Педагог вспоминает с детьми, как они рассматривали забор детского сада, обращает внимание на образец, анализирует его, показывает прием конструирования.

В конце занятия отмечает, что заборчики у всех получились ровные, предлагает поиграть: «Побежали матрешки вдоль забора, а потом назад!» Постройка ворот с забором

Цель:

1. Научить детей делать перекрытия на менее прочной основе.

2. Учить понимать и называть слова «ворота», «забор».

3. Закреплять умения детей играть с постройкой, не разрушая ее.

4. Развивать глазомер у детей.

5. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

Воспитатель заранее делает конструкцию на своем столе и закрывает ее ширмой (ворота построены из трех кирпичиков, а по бокам – забор из лежащих на узкой длинной грани кирпичиков). Способов конструирования можно не давать. Большое значение имеет словесное объяснение воспитателя. Соорудив свою постройку, малыши сразу обыгрывают ее (матрешка входит и выходит из ворот).

Постройка лесенки

Цель:

1. Научить детей строить лесенку, приставляя и накладывая кубики, кирпичики.

2. Учить понимать и называть слово «лесенка.

3. Учить детей произносить звукоподражание «топ-топ».

4. Учить различать форму кубика, кирпичика.

5. Учить играть с постройкой: водить по лесенке куклу Катю.

Воспитатель строит лестницу из трех кубов, приговаривая: «Сделаем лесенку: положим кубик, рядышком кубик и сверху еще кубик – вот и лесенка получилась! Что я сделала? Лесенку. А теперь наша Катя по лесенке пойдет «топ-топ» и вниз спустится «топ-топ». Затем строят и обыгрывают постройку дети.

Постройка домика

Цель:

1. Знакомство детей с новым элементом – треугольная призма.

2. Учить понимать и называть слова: «домик», «стена», «крыша».

3. Учить различать форму кубика, кирпичика, треугольной призмы.

4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

5. Учить играть с постройкой.

Детям предлагается построить самый простой вариант дома (на два кубика устанавливается трехгранная призма). Анализируя образец, воспитатель обращает внимание на домик в целом, затем на его части в той последовательности, как он строился: «Стены сделаны из кубиков, которые стоят близко друг к другу. Крыша кладется на кубики. Вот какой красивый домик!»

В конце занятия дети обыгрывают постройки.

Публикации по теме:

Консультация «Возрастные особенности детей раннего возраста» Добрый день,уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться некоторыми возрастными особенностями детей раннего возраста. СИТУАТИВНОСТЬ- как.

Консультация «Особенности психических процессов детей раннего возраста» для родителей первой младшей группы Цель: познакомить родителей с теми особенностями и возможностями ребенка, которые у него сформированы в данном возрасте. Основные психические.

Консультация для родителей «Особенности познавательного развития детей раннего возраста» ическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста с учетом реализации ФГОС ДО» Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей раннего возраста с учетом реализации ФГОС ДО" Подготовила: воспитатель МОУ.

Консультация для воспитателей ДОУ «Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Cоставил Воспитатель ДГ Моу-оош Забегина Т. С «Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Адаптация – сложный период.

Консультация для воспитателей «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Консультация для воспитателей "Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста". С первых дней жизни.

Консультация «Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ» Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное.

Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста» Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный.

Психологическое просвещение. Особенности психического развития детей раннего возраста. Консультация для родителей В детском саду № 28 «Сказка» в г. Ногинске Московской области педагогом-психологом организован родительский клуб «Мамина школа». Основными.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей раннего возраста» Период раннего детства распространяется на два года (1-3 года). Качественные преобразования, которые происходят с детьми в этот период,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности обучения конструированию в группе раннего возраста»
Опубликовано: 25 июля 2019 в 09:35
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности обучения конструированию в группе раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Бачкина (УИ 1827818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД