Гузялия Шрша
Особенности обучения чтению в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги московских школ отмечают, что около 10% детей приходят в первый класс не умея читать и не зная букв. Такие дети чувствуют себя некомфортно в компании одноклассников, знакомых с чтением. Родители, озабоченные школьными достижениями и социализацией, интересуются ранним обучением чтению.
Публикация «Особенности обучения чтению в подготовительной группе» размещена в разделах
Владеть навыком чтения должны все ученики младших классов к 8 годам. Множество образовательных программ предлагают пути достижения этого результата. Среди самых востребованных курсов: «Начальная школа XXI века» и «Планета знаний», представленные корпорацией «Российский учебник». Во всех программах есть добукварный и букварный периоды обучения грамоте, однако для их прохождения предусмотрено разное количество часов. В то же время программы по математике и другим предметам подразумевают способность ребенка прочитать задание, решить задачу. В таких условиях ученик, обладающий навыком чтения, справляется с новым материалом быстрее и лучше. Поэтому популярные программы для ДОУ целенаправленно готовят ребенка к обучению в начальной школе, дают азы — в том числе и чтения.
Неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему
Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.
В результате обучения чтению в подготовительной группе, дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.
В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.
В связи с этим программа для подготовительной группы включает три направления: развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму.
Развитие способности ориентироваться в звуковой стороне речи. Дети шести лет, владея умением выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперируют условносимволическими моделями: составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, подбирают к различным звуковым моделям соответствующие слова (состоящие из трех, четырех и пяти звуков). Усложненным вариантом работы с моделью является игра-загадка (см. планы занятий для подготовительной группы, в которой дети с помощью логически построенных вопросов и заданной звуковой конструкции слова (модели) отгадывают задуманное воспитателем (ребенком) слово.
В этом возрасте детей учат делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Таким образом, дети овладевают анализом предложений, состоящих из 3–5 слов.
Ознакомление детей со знаковой системой языка. Детей 6–7 лет знакомят с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем обучают послоговому и слитному способам чтения, учат составлять слова и предложения из букв азбуки и т. д.
Основные методы обучения :
Аналитико-синтетический метод. Главенствующий метод, поскольку русское правописание — фонематическое. Ребенок постепенно, на практике, нарабатывает навык слышать фонему. Он овладевает правилами позиционного чередования звуков, развивает фонематическое восприятие, и это является основой последующего освоения чтения и письма. Данный метод предполагает полностью сформированную устную речь, поэтому обучение по аналитико-синтетическому принципу начинается не раньше 4-5 лет.
Метод глобального чтения. В рамках метода изображение слова воспринимается как картинка, идеограмма. Ребенок изучает написание слова целиком, не вычленяя отдельны буквы. Многие специалист утверждают, что это физиологично, поскольку мы мыслим целыми словами. Метод не требует хорошо развитой речи, так что подходит для обучения в раннем возрасте (от года) и при ограниченных возможностях здоровья. Занятия должны быть частыми и регулярными. Ребенку приходится самостоятельно догадываться о принципах чтения, что является недостатком. Данный метод часто используется в начале обучения, как ступенька к последующему освоению аналитико-синтетического метода
Послоговои метод, метод обучения чтению по складам. В основе метода — слог как минимальная произносительная единица речи. Метод эффективен в случаях, когда более традиционный способ для ребенка слишком сложен или недоступен. Специалисты отмечают недостатки: чтение целых слов все же проще для глаз и мозга, а синтез сложен, кроме того в известных методиках есть некоторая непоследовательность и нелогичность (например, нет сочетания ЖЫ или ШЫ, зато есть такие сочетания согласного с гласной Э как БЭ и ВЭ).
Добиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации:
Занятия необходимо делать интересными, но полными новой информации. Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать. Необходимо чередовать игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.
Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не рекомендуется применять одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают детям, нужно составить богатую игробуквотеку.
Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.
Ни в коем случае нельзя давить на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Ребенок будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.
Рекомендуется делать перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.
Подачу нового материала нужно вести в разнообразной и современной форме: презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.
Подходить к выбору заданий нужно с учетом продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего развития.