Папки-передвижки

Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ

Болкисева Светлана
Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ

Болкисева Светлана Васильевна учитель английского, немецкого языка.

ГКОУ «Школа-интернат № 15» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» и Профессиональному стандарту педагога одной из ключевых компетенций педагога является «готовность и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)».

Публикация «Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ» размещена в разделах

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития, дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, дети с расстройствами аутистического спектра, а также с нарушением поведения и общения.

У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Деятельность воспитанников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного, осознанного добывания знаний, изучение и исследования фактов, нахождения ошибок, формулирование выводов. Бесспорно, вся деятельность должна осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью педагога.

В нашей школе английский язык появился не так давно и, работая с такими учениками, передо мной встал вопрос «Как научить этих детей английскому языку, «Способны ли они его выучить в объеме школьной программы?» Для учеников коррекционно-развивающего обучения такой предмет учебного плана, как английский язык является недосягаемой вершиной. Поэтому для учителя, работающего с такими детьми, необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально не только облегчающие учебную деятельность, но и мотивирующие к дальнейшему развитию интереса к предмету.

Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Считаю, что именно правильный подбор форм и методов работы обеспечивает положительную мотивацию у детей. У себя на уроках использую следующие приемы мотивации: создаю тёплую атмосферу на уроке, уделяю внимание каждому ученику. Часто поощряю учащихся за усердие и старание. Вселяю уверенность, что все получится, не нужно бояться ошибаться. Физкультминутки провожу всегда на позитиве. Использую разные педтехнологии: проекты, игры, презентации, работа с газетным материалом. Также использую наглядный материал: рисунки, фото, видео. Объясняю практическую пользу английского языка, например, во время путешествий, встречи и дискуссии с носителями языка, может пригодиться в дальнейшей жизни, учебе, профессии. Стараюсь каждому дать задание, кто-то «маленький учитель», консультант, кто-то раздает дидактический материал и т. д. Таким образом, каждый себя чувствует полезным.

Учащиеся настолько поверили в себя, что даже участвовали во всех олимпиадах, в каких только можно было. В республиканской (сразу стали призерами, Uchi.ru, межрегиональной интернет – олимпиаде «Родник знаний» для слабослышащих детей. Есть дипломы 1 степени и просто сертификаты. Но все были просто счастливы, в том числе и родители. Проведенные исследования мотивации обучающихся, выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

В основу обучения детей с ОВЗ ставлю обучение чтению и изучение лексических единиц, письмо использую как средство обучения. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что дети с ОВЗ испытывают определенные трудности при усвоении лексического материала, у них затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Для них характерно возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, диалогической речи.

Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ, придерживаюсь следующих методических принципов:

использование наглядности и зрительных стимулов;

деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части;

частая смена деятельности;

обеспечение подвижной деятельности детей

преемственность и постоянное повторение материала;

многократное аудирование вводимых структур;

общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей;

внедрение современных компьютерных технологий;

активные методы рефлексии;

здоровьесберегающие технологии.

Урок английского языка включает в себя 4 вида деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо.

Аудирование. Перед прослушиванием текста провожу тщательную лексическую работу, использую наглядный материал. Выбираю задания на выбор из нескольких предложенных вариантов ответов. Для развития навыков аудирования я использую разные упражнения: послушай и повтори, выдели из потока речи слова на определенную тему (услышь их, соотнеси услышанное с картинкой, хлопни в ладоши, когда услышишь определенный звук или слово на тему, послушай предложения и определи, какое оно (вопросительное или утвердительное) и т. д.

Чтение. Работа с текстом — это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах с детьми с ОВЗ. Для развития навыков чтения беру тексты хорошо адаптированные. Задания также чаще сопровождаются наглядным материалом: соотнеси предложение и картинку, поставь предложения в логическом порядке, закончи предложение, найди начало предложения, выбери верное слово для определенного предложения, согласись или не согласись с утверждением и т. д. Акцентирую внимание на чтении и переводе прочитанного, поскольку при переводе дети осознают смысл прочитанного и таким образом у них исчезает боязнь перед незнакомым текстом.

Говорение. У учащихся с ОВЗ замедленно происходит усвоение лексического материала, им требуется больше времени, чтобы начать активно использовать лексический материал в устной речи. Поэтому для усвоения я отбираю только наиболее употребляемые лексические единицы, ввожу их только с опорой на наглядность, отрабатываю в чтении, использую дидактические и ролевые игры. Каждый урок я начинаю с фонетических упражнений и фонетической зарядки. Использую пословицы, песни, стихи, рифмовки сопровождая их активными движениями. Это помогает ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволяет развить речевой аппарат, преодолеть стеснение.

Например, для закрепления лексики по теме «Части тела» можно использовать игру «Father Frost». Учитель называет разные части тела и лица на английском языке, дети должны закрыть, спрятать эту часть тела или её заморозят.

«Работая над темой «Цвета» провожу игру «Светофор». Учитель называет цвет, например red, а учащиеся должны взять в руки любой предмет этого цвета или показать на себе одежду этого цвета;

Разучивая, к примеру, названия фруктов и овощей, мы играем в игру «Съедобное, несъедобное».

У наших детей также затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложно построенную речь им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Поэтому я отбираю для изучения грамматические структуры простые в усвоении. Отрабатываю их только на хорошо известной лексике в чтении и письме. Объём грамматического материала преподношу дробно. Например, глаголы движения можно ввести таким образом:

глагол «walk». Рассуждения: На какое русское слово похоже? – Волк (ребёнок изображает волка). Волк в лесу что делает? – Ходит, бродит. Walk-ходить.

глагол «look» - похоже на русское слово «лук», когда лук чистим - слёзы, слёзы из глаз, глаза что делают? – смотрят. Look-смотреть.

«Снежный ком». Для закрепления лексического материала по теме «Мое тело» и отработки структуры «I have got….»

«Лото» по теме «Мой дом» и закрепление употребления оборота «There is / are».

«Пазлы». Отличная игра, нацеленная на командную работу. Она подходит для повторения времен, фраз, оттачивания навыков чтения и т. д.

Например, ребята с ОВЗ очень часто путают буквы «b» и «d», для них у нас есть стишки: «Буква «b» (би) в дверь беги» (то есть в классе, относительно учеников кружочек у буквы «смотрит» в дверь). «Буква «d»(ди) в окно не прыгай – погоди» (кружок буквы изображается в сторону окна).

Письмо. Обучение письму является одним из самых сложных этапов обучения для любого обучающегося. Письменные работы в основном выполняем на карточках, где предлагаю задания на подстановку букв, слов в предложение, на соотнесение слов, фраз, предложений с картинками, на соотнесение английских фраз, предложений с русскими.

В своей работе я часто использую проектную методику, особенно на заключительном этапе работы над темой. Это особенно актуально для детей с ОВЗ. Ребята учатся сотрудничать, дополнять мысли друг друга, генерировать идеи, предлагать варианты. Хочу привести несколько примеров.

Метод проектов можно использовать по разным темам, начиная с 5 класса. Так, например, работу над темой «Интерьер моей комнаты» мы завершили проектами «Моя комната» или по теме «Животные» каждый ученик с большой любовью рассказал о своем питомце «Мое любимое животное»

С огромным интересом старшие ребята работали над проектами «Ижевск – город будущего», «Село будущего». Ребята предлагали столько идей, одна идея была интересней другой. И мост через пруд, и огромный купол над мостом со школами и детсадами. Детей доставляют в школу на самолетах и летающих тарелках, и много интересного. Также было много предложений, как усовершенствовать условия жизни для людей с ОВЗ в городе будущего. Все работали на одном дыхании. И ребята, и я получили огромное удовольствие от работы над этими проектами.

Учащиеся, изучающие немецкий язык защитили проект на тему «Школа без стресса» и так вдохновились, что сами вызвались еще поработать над темой «Будущее немецких школ» и тоже оформили и защитили проект.

Во время работы над темой «Путешествие» возникает много вопросов о том, что можно посмотреть в той или иной стране, городе. Кроме того, появляется все больше возможностей путешествовать не только виртуально. Именно этой целью мы руководствовались при выборе темы учебного проекта. Очень интересные проекты создали со слепыми учащимися. Некоторые рассказали о своем путешествии в Эмираты, Турцию, Египет и другие страны. Некоторые рассказали об экскурсиях в нашем городе «Шоколадная выставка», «Развлекательный парк КИДО». В этом случае конечно большая нагрузка ложится на учителя, так как все проекты рисую сама. Но в результате все очень довольны своим трудом, столько положительных эмоций!

В завершении вместе с ребятами оформили в школе выставку проектов. С какой гордостью они смотрели на свои проекты и это правильно, так как они работали с душой и показали всем, что изучать иностранные языки – это интересно и пригодится в жизни! «Таким образом, проект – это одна из наиболее удачных форм контроля, вызывающая у детей большой интерес и здоровый азарт. Ребятам нравится работать над проектом, так как они могут найти применение своим способностям, потребностям и талантам».

В заключении хочется отметить, что при выборе педагогических технологий преподавания английского языка в школе, а особенно с детьми с ОВЗ, учителю следует в первую очередь создать доброжелательную, дружественную для ребенка атмосферу и стимулировать мотивацию к изучению предмета, Учитель, который работает со школьниками, должен учитывать принцип создания благоприятного психологического климата в классе на уроке английского языка. Это может быть выражено в создании учителем атмосферы терпения и доброжелательности, в использовании различных форм поощрения и методов помощи им в выполнении образовательных задач.

Список использованной литературы

1. Алехина С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья - Красноярск: Сибирский федеральный университет, Красноярский ун-т им. В. П. Астафьева. - 2013. - 123 с.

2. Грузинова Т. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции / Т. Грузинова // Директор школы. Экспресс-опыт. – 1999. – №4.

3. Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб. : Реноме, 2013. — С. 133-135.

4. Паутова И. В. Проектная деятельность учащихся как один из приемов повышения мотивации изучения английского языка // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №2.

5. Пасенкова Н. М. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.-46 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Публикации по теме:

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы «Easter. Пасха» Приветствие. Фонетическая зарядка. В волшебном лесу. Празднование Пасхи-великое событие,посвященное смерти и воскрешению Иисуса Христа. В.

Формы работы с дошкольниками на занятиях по английскому языку «Формы работы на занятиях английского языка для дошкольников» Здесь содержатся самые эффективные формы работы в группе с дошкольниками в.

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языкуИспользование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языку Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная,.

Конструкт урока по английскому языку «Внешность» для 2 класса Конструкт урока по английскому языку «Закрепление и обобщение материала по теме «Внешность». 2 класс 1 Этап урока Организационно-мотивационный:.

Конструкт урока в 4 классе по английскому языку «Shopping for food» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Арамиль Конструкт урока по английскому.

Консультация «Игры и математика при обучении дошкольников английскому языку» Оптимальным возрастом для изучения английского языка является дошкольный возраст. Именно, в этом возрасте внимание детей неустойчиво, они.

Календарно-тематическое планирование по английскому языку. 10 класс Календарно –тематическое планирование 10 класс (3 часа в неделю/105часов в год) № Дата факт Тема урока Лексический материал Вид контроля.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Подборка тестов по английскому языку по теме «Речевой этикет» Подборка тестов по английскому языку по теме «Речевой Этикет» (речевые клише в различных ситуациях) Test I 1. Поздравьте друга с днем.

Прописи по английскому языку для младших школьников с дисграфиейПрописи по английскому языку для младших школьников с дисграфией Как известно в России уже несколько лет английский язык изучается со второго класса. Для младших школьников с диагнозом дисграфия - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 12:03
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Болкисева Светлана (УИ 3335665) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД