Лариса Семенова
Особенности общения детей с РАС с другими детьми
За последние годы количество детей с расстройствами аутистического спектра значительно возросло. Детский аутизм - это особое нарушение психического развития. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми. У детей с РАС наблюдаются следующие особенности развития :
-состояния одиночества (недостаток социального взаимодействия,
-нарушение в развитии коммуникативной сферы,
-повторяющийся репертуар поведения (стереотипные движения и действия,
-нарушения в формировании эмоционально- волевой сферы,
Публикация «Особенности общения детей с РАС с другими детьми» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
-неравномерность развития познавательных процессов.
Дети с РАС предпочитают находится в своём собственном мире, в котором они чувствуют себя в безопасности. Те раздражители внешнего мира, которые для нас вполне привычны, аутист - ребёнок воспринимает негативно. Так как им трудно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке, то это вызывает у них повышенную тревожность.
Страдающий аутизмом ребёнок не может построить с другими детьми здоровые взаимоотношения. Особенности поведения зачастую касаются выражения лица, визуального контакта и положения тела. Дети с аутизмом обычно трудно устанавливают какие бы то ни было взаимоотношения со сверстниками, зачастую оставаясь изолированными от общества, причём совершенно самостоятельно отстраняясь от общения и взаимодействия.
Кроме того, поведение ребёнка с РАС отличается от поведения обычных сверстников отсутствием заинтересованности в каких-либо играх или видах деятельности. В тяжёлых случаях дети с РАС могут вообще не замечать присутствие других детей. ( пример: сейчас есть у нас такой мальчик с аутистическим спектром, который в группе всегда один, детей он не замечает, к себе близко не подпускает. У него есть любимая игрушка-слон, с которой он не расстаётся никогда. Он бегает по группе, издавая звуки, может ненадолго поиграть с конструктором. Хочется отметить, что благодаря работе педагога, дети всегда готовы прийти на помощь, они помогают ему одеваться и раздеваться, несут ему стул для приёма пищи. Иногда даже удаётся усадить его на занятие и дети помогают ему в выполнении задания.)
Как правило, у аутистов нарушены коммуникативные способности, то есть способность к общению с людьми. Дети с РАС могут не понимать, о чём и что им говорят, а также смысла детских игр ( например: прятки).
В диалоге аутисты зачастую не участвуют. Обычно речь детей с РАС монотонна, лишена какой-либо эмоциональной окраски.
Основной чертой детей с РАС является негативное отношение к любым попыткам установления контакта с ним. Ребёнок может начать волноваться, если кто-то обращается к нему, отказывается играть даже с близкими людьми. Такие дети не любят физического контакта с другими людьми, избегают глазного контакта. Ясно, что если дети с РАС не способны устанавливать контакты даже с ближайшими людьми, то у них предсказуемо возникают проблемы при взаимодействии со сверстниками. ( тоже приведу пример: три года назад у нас был такой ребёнок. Ребёнок тяжёлый, на контакт не шёл ни с детьми, ни с педагогами. Постоянно кричал, прыгал, мешал всем. Если что то его не устраивало, начиналась агрессия. Дети поначалу пытались приносить ему игрушки, помогать одеваться, но после агрессивных приступов стали его бояться. Днём он не спал и мешал остальным, на занятиях даже с мамой, отказывался от выполнения заданий, поэтому пришлось перевести его на КМП)
Поведение аутичного ребё нка может отличаться острой чувствительностью: тактильной или сенсорной. В результате наблюдается сильная непереносимость громких звуков, яркого света или толпы, тактильной и визуальной стимуляции. ( пример: у нас была девочка, которая не могла находиться на музыкальных занятиях, на выступлениях театров, не могла переносить громких звуков, музыки. Она сразу затыкала уши, начинала плакать. Воспитатель пыталась брать ребенка на занятия, садить в стороне, помощник воспитателя всегда была рядом, но девочка сразу выбегала из зала, порой даже не заходила туда и сразу убегала в группу. Хотя в группе ребёнок вёл себя по- другому, на детский шум она так не реагировала. Она могла включиться в игру, если там не требовалось общения, любила подвижные игры.)
Наши многочисленные наблюдения за поведением детей с расстройствами аутистического спектра показали, что изначально, попадая в среду сверстников, большая часть этих детей демонстрируют игнорирование (созерцание со стороны, игра «рядом»).
Когда ребенок постоянно избегает общения, он не дает себе возможности приобрести социальные навыки. У некоторых из наших особых детей подобный недостаток навыков приводит к негативному опыту общения со сверстниками.
Однако, как показала практика, мы часто наблюдаем, как дети с аутизмом стремятся к общению, но у них недостаточно навыков для эффективной коммуникации. Поэтому ребенок, пытаясь вступить в контакт, может толкнуть сверстника, ударить, что-то отобрать, а потом убежать. (ещё пример: был у нас мальчик с РАС, он был тихий, спокойный, не кричал, всегда играл один. Любил лепить, при этом всегда старался есть пластилин. Дети уже знали это и поэтому всегда следили за ним. Если ему хотелось вступить в контакт с кем-то, ребёнок начинал дергать за руку, отбирал игрушки. Дети поначалу жаловались на такое поведение, но потом привыкли Для того, чтобы он стал успешен в общении со сверстниками, проводилась целенаправленная работа по развитию продуктивных навыков общения со стороны всех взрослых, окружающих ребенка –воспитателей, специалистов. Эта работа проводится на музыкальных и физкультурных занятиях, в режимных моментах, в совместных играх. Постоянно мы стремимся создавать ситуации, в которых ребенок с расстройствами аутистического спектра получает позитивный опыт общения со сверстниками. Например, простая игра «Каравай», которая проводится в день рождения такого ребенка, помогает научить его радоваться возможности быть рядом с другими детьми вместо того, чтобы активно избегать их. Становясь главным в игре, получая возможность выбирать себе партнера («Кого хочешь выбирай!», особый ребенок получает удовольствие от общения, оно связывается в сознании с праздником, подарками, добрым отношением сверстников. Многим детям с расстройствами аутистического спектра нравятся тактильные игры: «Сорока-ворона», «Ладушки» и другие. Мы приучаем играть в них парами. Обычно взрослый говорит текст, а дети выполняют действия.
Помимо общеизвестных игр и упражнений у нас есть игры, которые применяются при работе с особыми детьми и способствуют развитию навыков общения со сверстниками. В качестве примера хочу привести игру «Солнышко».
Цели игры: развивать умения выражать свои чувства; формировать умение оценивать поведение окружающих.
Оборудование: обруч желтого цвета.
Ход игры. Ведущий: «Ребята, вы любите, когда светит солнышко? Ему радуются все: растения, животные, люди. Даже вода, небо, земля, согретые солнцем, становятся радостными. Сегодня каждый из вас побудет солнышком, согреет своим теплом растущее зернышко, мокрый цветок, замерзшего котенка, злого тигра, сердитого человека и др.»
Правила игры: участник, получивший обруч, становится в центре круга. Он – солнышко. Остальные дети получают задание, что или кого им изображать. «Солнышко» согревает всех, гладя каждого по голове. Дети должны показать, как меняется состояние их героя. «Солнышко» выбирает участника, у которого выражение чувств, по его мнению, получилось лучше всего, и передает ему обруч.
Ведущий подсказывает детям, как выражать то или иное состояние, следит, чтобы каждый участник группы был выбран «солнышком».
Конечно, особый ребенок не сразу включается в игру, сначала он может просто наблюдать, как играют другие. Обычно у аутичного ребёнка не получается изображать заданного героя, но когда и дети, и взрослый поддерживают, ободряют этого ребенка, когда ему дают возможность стать «солнышком», когда он получает в руки круг, тогда, за редким исключением, особый ребенок становится активным участником игры.
На что еще хочется обратить внимание: использование других детей в качестве помощников — один из эффективных приемов коррекции и социализации детей с аутизмом. Воспитатели обращаются за помощью к детям. Проводить в туалет, помочь вымыть руки или обуться – в этом они незаменимые помощники. Опыт нашей работы показал, что дети с расстройствами аутистического спектра охотно идут на контакт с детьми, если те оказывают им помощь. Больше того, овладение навыками самообслуживания под руководством других детей происходит гораздо быстрее. Такое шефство над особыми детьми дает возможность снизить потребность в постоянном индивидуальном внимании взрослого, тем самым позволяет этим детям действовать более независимо и в большей степени соответствовать своим сверстникам. Наша задача достучаться до особых детей, помочь им понять и принять этот мир таким, каков он есть.
Считается, что постепенно дети с РАС могут научиться общению. Но это нарушение полностью не исчезнет. РАС сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря ранней коррекционной помощи можно добиться многого. Конечно, эффективность деятельности зависит от типа нарушений и тяжести состояния. Большинство врачей считают, что самые тяжёлые формы аутизма встречаются достаточно редко, чаще всего мы имеем дело с аутичными проявлениями. Если с такими детьми заниматься и уделять занятиям достаточно времени, то развитие ребёнка – аутиста будет максимально приближено к сверстникам.