Ирина Михайлова
Особенности нарушения письма у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нарушения письма детей с общим недоразвитием речи освещена в работах Левиной, Филичевой и других учёных. Особенности овладения письмом у детей с ОНР непосредственно обусловлены клинико-психолого-педагогической характеристикой обозначенной категории детей. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова определяют детей с нарушениями речи как детей, имеющих отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, 2008)
Темочки:
И. Н. Садовникова указывает, что у значительного числа детей с ОНР при формировании письменных навыков проявляется эволюционная, или ложная, дисграфия: большое количество ошибок в этом случае связано не с дефицитарностью каких-либо психических функций, а с объективной сложностью освоения письменной речи (И. Н. Садовникова, 2012).
Соответственно, подчеркивают Е. А. Токарева и А. А. Токарев, особенности овладения письмом у детей с общим недоразвитием речи непосредственно обусловлены такими характеристиками детей обозначенной категории (Е. А. Токарева, А. А. Токарев, 2014) :
строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи;
снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь);
оптико-пространственный гнозис на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию, нарушения счета (дискалькулию);
снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания;
специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.
Становлению навыка письма у детей с общим недоразвитием речи препятствует совокупность нарушений психических функций, потому что в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса письма оказываются несформированными или нарушенными. Г. А. Мальцева акцентирует внимание на том, что признаками (предпосылками) будущей дисграфии являются следующие (Г. А. Мальцева, 2016) :
–отсутствие или неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков;
–замены в устной речи одних речевых звуков другими;
–несформированность к старшему дошкольному возрасте наиболее простых форм фонематического анализа слов;
–несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
–несформированность к началу школьного обучения грамматических систем словоизменения и словообразования.
Именно эти пять признаков лежат в основе каждого из пяти наиболее часто встречающихся в практике логопедической работы видов нарушений письма у детей обозначенной категории.
Различные ошибки при нарушении письма у детей с ОНР носят стойкий характер. Такие ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т. е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только ребенок с дисграфией, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.
Как указывает Л. М. Назарова, наличие предпосылок к дисграфии - это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребенка оказывается несформированной какая-то психическая функция (или ряд функций, которая уже должна быть сформирована к данному возрасту. Факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока еще в скрытом виде. «Скрыта» же она лишь до тех пор, пока ребенок не взялся за ручку и тетрадь (Л. М. Назарова, 2014).
Больше всего ошибок встречается в диктантах детей с ОНР. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.
Характерные ошибки в письменной речи детей с ОНР - ошибки на уровне буквы и слова (Т. П. Копрова, 2014) :
ошибки звукового анализа (дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза). Проявляются в пропусках, перестановках букв, вставках лишних букв и слогов. Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки. Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»). Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»). Добавление лишней буквы; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).
Методы и приемы преодоления заключаются в: развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов, чему, например, способствуют упражнения такого типа: придумать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивание цепочки слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.
ошибки, обусловленные фонематическими нарушениями (в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).Проявляются в заменах друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки. Дети часто путают: парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»); гласные о – у, ё - ю; заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»); соноры л – р, й – л, м –н; свистящие и шипящие звуки с – ш, з – ж, с (мягк.) – щ; аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т (мягк.); ц – с. Методы и приемы преодоления ориентированы на развитие фонематической стороны речи.
оптические ошибки (в основе лежит нарушение зрительного восприятии: дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании). Проявляются в том, что ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.
Е. А. Борутто указывает, что к проявлениям аграмматизма относятся синтаксические ошибки, связанные с неумением детей с ОНР самостоятельно выделить законченную мысль в предложении: дети могут написать слитно несколько предложений, не связанных между собой, которые не являются чем-то завершенным в смысловом, грамматическом отношении (Е. А. Борутто, 2016).
Также, отмечает Л. Н. Антонова, у детей с ОНР прослеживаются следующие проблемы при обучении письму : низкий темп письма; быстрая утомляемость при письме; неровная, “дрожащая” линия; “угловатое” письмо, трудности в написании овалов; слишком сильный нажим; трудности в воспроизведении формы графических элементов; несоблюдение размера графических элементов. – несоблюдение наклона письма; большое количество помарок и исправлений, “грязное” письмо; нежелание выполнять письменные упражнения; сползание букв со строки; масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы (Л. Н. Антонова, 2016).
Задачами рассмотрения нарушений письменной речи при ОНР служит разграничение нарушений, обусловленных именно дисграфией, с элементарным незнанием правил правописания. Для выяснения возможных причин нарушений письма при ОНР проводится комплексное логопедическое обследование: внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка; обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха. Затем исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука и т. д. (Мониторинг коррекционно-логопедической работы, 2016: 25).
Соответственно, формирование навыков письма у детей с ОНР, прежде всего, базируется на формировании у них речевой готовности как набора базовых умений, необходимых ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность: звукопроизносительной стороны речи; фонематического слуха и восприятия; лексического запаса; грамматического строя; связной речи в целом (Письмо и чтение : трудности обучения и коррекция, под ред. О. Б. Иншаковой, 2001).
Предупреждение нарушений письма при ОНР должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие высших психических функций, способствующих нормальному овладению процессом письма, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.
Методы и приемы формирования навыков письма у детей с ОНР, по мнению А. Н. Корнева, включены в коррекционно-развивающую работу в обозначенном направлении с целью исправления фонетико-фонематических нарушений; формирования функционального базиса письма (развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой (стимуляция осознания звуковой стороны речи, стимуляции слухового внимания, совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений, формирования навыков фонематического анализа и синтеза); развития зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления; формированияе изобразительно-графических способностей (штриховка, обводка, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание незаконченных рисунков и рисунков с недостающими деталями, письмо букв и слов по шаблонам и др.); развития сукцессивных способностей (упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений; развития способностей к концентрации, распределению и переключению внимания и т. д. (А. Н. Корнев, 1997).
Соответственно, работа по профилактике дисграфии должна начинаться в дошкольном возрасте, чтобы с учетом имеющихся речевых нарушений осуществлять своевременную комплексную коррекцию, что, в свою очередь, позволит более успешно формировать навыки письма у детей с ОНР на начальном этапе обучения, корректировать имеющуюся у ребенка предрасположенность к той или иной форме дисграфии.
Таким образом, особенности нарушений письма при ОНР, возникающие трудности при овладении детьми с ОНР письменными умениями и навыками обуславливают необходимость целенаправленного развития у детей обозначенной категории высших психических функций, способствующих нормальному овладению процессами письма, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторн ых навыков. Важное значение имеет своевременная диагностика и коррекция нарушений устной речи, преодоление различных выявленных в ходе диагностики речевых нарушений. В свою очередь, целенаправленная комплексная работа во взаимодействии логопеда, педагогов и родителей с детьми с ОНР способствует как преодолению основных механизмов речевого недоразвития, так и обеспечению своевременной подготовки детей к обучению грамоте, предупреждению различных форм дисграфии.