Авраменко Анна
Особенности мыслительной деятельности у дошкольников с умеренной формой интеллектуальной недостаточности
▼ Скачать + Заказать документы
М. С. Певзнер выделяет несколько степеней интеллектуальной недостаточности - олигофрении. Дети с диагнозом умеренная интеллектуальная недостаточность составляют основную массу учащихся вспомогательной школы. Это дети, которые во внутриутробном периоде своего развития или в самом раннем детстве перенесли какое-либо вредное воздействие, вызвавшее поражение центральной нервной системы. Такими воздействиями могут быть некоторые заболевания матери во время беременности, сказывающиеся на развитии плода, травма или асфиксия во время родов, а также тяжелые соматические заболевания, которые перенес ребенок в первые месяцы жизни, приводящие к органическим изменениям мозга, которые лежат в основе олигофрении.
Публикация «Особенности мыслительной деятельности у дошкольников с умеренной формой интеллектуальной недостаточности» размещена в разделах
Нервные клетки центральной нервной системы и особенно коры головного мозга являются наиболее высоко и тонко организованной тканью организма, и именно поэтому оказываются наиболее чувствительными по отношению к вредным воздействиям. Вся деятельность коры клеток головного мозга оказывается при этом в какой-то мере измененной, нарушенной. Естественно, при этом и психика, как продукт мозга, оказывается измененной тоже. Физиологические процессы, происходящие в коре мозга и являющиеся механизмами психических процессов, протекают в этих случаях не так, как у детей без органических поражений мозга.
Уже на ранних этапах развития детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью (в тех случаях, если вредный фактор воздействовал во внутриутробный или природовой период) обнаруживаются нарушения функции центральной нервной системы.
Сеченов И. М. говорит о том, что нормальный ребенок сразу же после рождения обладает способностью реагировать на некоторые раздражители окружающей среды. Такие врожденные реакции организма называются безусловными рефлексами. К ним относятся сосательный, хватательный рефлексы, кашель, защитный мигательный рефлекс, плач и некоторые другие врожденные реакции организма. Одним из первых возникает безусловный социальный рефлекс, который образуется на обстановку кормления и проявляется в виде сосательных движений, возникающих у ребенка, когда он попадает в такую обстановку. Очень рано у ребенка обнаруживается и ориентировочный рефлекс, который возникает при действии новых раздражителей и внешне проявляется в повороте головы и глаз в сторону раздражителя, а в целом заключается в изменении деятельности ряда систем органов чувств и создании готовности реализовать на этом раздражитель. Ориентировочный рефлекс новорожденных проявляется в очень примитивной форме - торможении движений ребенка при появлении нового раздражителя.
В процессе онтогенеза высшей нервной деятельности ребенка не только вырабатываются новые условные рефлексы, но и изменяются безусловные, врожденные реакции детского организма. Эти изменения связанны с тем, что развивающаяся кора головного мозга оказывает все большее влияние на имеющиеся безусловные рефлексы. Некоторые из безусловных реакций полностью тормозятся. Так, например, в онтогенезе постнатальном периоде на втором месяце жизни исчезает хватательный рефлекс, на двенадцатом - сосательный рефлекс. Дальнейшее развитие высшей нервной деятельности идет за счет образования все новых условных связей и их усложнения. Временные связи образуются по новым принципам, свойственным только высшей нервной деятельности человека - с участием второй сигнальной системы.
Т. А. Власова указывает на то, что у детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью существуют значительные отклонения в развитии рефлекторной деятельности, которые могут быть обнаружены очень рано. Натуральные условные рефлексы в раннем возрасте у таких детей формируются замедленно, а выработка искусственных условных рефлексов резко затруднена. Значительно слабее, чем у нормальных детей, проявляется ориентировочный рефлекс на новые раздражители.
При интеллектуальной недостаточности нарушается и изменение безусловных рефлексов в процессе развития. Некоторые из этих рефлексов, исчезающие у здорового ребенка к концу первого года жизни, у таких детей пропадают намного позже. Например, безусловный сосательный рефлекс иногда сохраняется до двух - трехлетнего возраста.
В результате ограниченных изменений центральной нервной системы у детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью отмечается нарушение работы всех анализаторов. Недоразвитие мозга и связанные с этим нарушения динамики нервных процессов приводят к тому, что корковый анализ и синтез раздражителей, воздействующих на ребенка, в той или иной степени нарушается. Кроме того, у многих умственно отсталых детей работа анализаторов нарушена вследствие дефектов их периферических отделов. К таким дефектам зрительного анализатора относится, например, нарушение рефракции, нистагм, косоглазие, изменение глазного дна.
Также у таких детей наблюдается снижение слуха в 3-4 раза выше, чем у нормальных детей; повышены пороги болевых ощущений, дефекты двигательного анализатора, проявляющиеся в различных нарушениях моторики, которые приводят к запоздалому развитию ходьбы, к нарушению работы речедвигательного анализатора, то есть нарушению анализа и синтеза тонких движений органов речи, необходимых для правильной артикуляции. Одной из основных причин тормозящих целостную работу высшей нервной деятельности является разрыв между первой и второй сигнальными системами Павлова, что приводит к отсутствию в речи ребенка понятий и обобщений, конкретизирует его мышление, снижая также возможность скорого появления абстрактного мышления и связанных с ним отвлечений. В процессе овладения навыками и умениями дети с умеренной интеллектуальной недостаточностью опираются в большей мере на наглядный показ и восприятие, чем на словесную инструкцию.
Таким образом, особенностями высшей нервной деятельности детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью являются слабость замыкательной функции коры головного мозга, слабость процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействия первой и второй сигнальной систем.
К основным особенностям психического развития умственно отсталых детей относится несформированность высших форм познавательной деятельности (анализа, синтеза, обобщения, абстракции, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи, незрелость эмоционально-волевой сферы (А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева).
Мыслительные процессы этих детей характеризуются тугоподвижностью и инертностью. У них нет легкости в переходе от одной логической связи к другой, они подолгу застревают на одном образе действия. Связи между явлениями, основанными на наглядном опыте, доступны детям с умеренной интеллектуальной недостаточностью. Понимание же отвлеченных зависимостей, не основывающихся непосредственно на восприятии, а также понимание последовательности событий для них представляет большие трудности.
Таким образом, высшие формы мышления, абстрактное, отвлеченное мышление является у таких детей наиболее дефектным.
Форма деятельности, в основе которой лежит установление конкретных связей, наименее дефектна и является ведущей в их познавательном акте.
Так, сравнивая предметы и явления, ребенок с такой патологией развития устанавливает различия только по внешним признакам, определение же сходства предметов и явлений представляет для него большие трудности. Недостаточность процессов обобщения и отвлечения обнаруживается и в неумении оперировать родовыми и видовыми понятиями, в неумении понять переносный смысл пословиц, метафор. Слабость отвлеченного мышления оказывает влияние на все познавательные акты ребенка: восприятия, представления, памяти.
Внимание детей с умеренной умственной отсталостью неустойчивое, рассеянное. Восприятие характеризуется узостью, недифференцированностью, слабостью анализа и обобщений воспринятых впечатлений.
Как показали исследования И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф обобщенное узнавание, которое опирается на значительные отличия между различно обобщаемыми объектами, доступнее умственно отсталому, чем специфическое узнавание, то есть узнавание индивидуальных черт в объекте. Однако и обобщенное узнавание для этих детей имеет свои особенности. Так, предметы разного рода дети часто относят к одному и тому же роду. Еще более сложной задачей для них является различение вида.
Новый материал дети усваивают с трудом, только после многочисленных повторений. Отмечается слабость когнитивной ориентировочной деятельности и недостаточная познавательная активность.
У детей в норме в психическом развитии важную роль играет потребность в новых впечатлениях. Развиваясь, она становится познавательной потребностью и в дальнейшем является побудительной силой всего психического развития ребенка.
Л. И. Божович указывает на то, что сила познавательной потребности связана с тем, что к моменту рождения, когда кора вступает в действие, она не кончила своего формирования ни в структурном (анатомическом, ни в функциональном отношении. А так как развитие органа завершается в процессе восприятия им все новых и новых раздражителей, которые вызывают реактивную деятельность коры больших полушарий.
У умственно отсталых детей потребность в новых впечатлениях, а затем и познавательная потребность значительно ослаблены.
Таким образом развитие высшей нервной деятельности и соответственно развитие психики у детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью характеризуется глубоким своеобразием, резко отличающимся от нормальных детей. Психическое развитие такого ребенка является качественно иным, аномальным.